Банковская гарантия при возмещении ндс

Банковская гарантия при возмещении ндс

Гарантия, предоставляемая от имени налогоплательщикав пользу налоговых органов при подаче декларациипорядок возмещения НДС для обеспечения обязательствналогоплательщику о возврате сумм налога, неправомерно перечисленные из бюджета

Определив финансовое учреждение, необходимо будет собрать документы, правильно их оформить, представить на рассмотрение и дождаться решения банковской комиссии. В то же время банк не всегда безоговорочно предоставляет гарантийный документ.

Что предполагает банковская гарантия на возврат НДС?

Процесс возмещения НДС включает в себя несколько сложных этапов, что определяет длительный срок процедуры.

  1. Проведение документальной проверки декларации по НДС и, в частности, указанной в ней суммы налогового платежа (от 3-х месяцев);
  2. Подготовка решения ФНС о возврате НДС компании (7 рабочих дней);
  3. Направить уведомление в региональное управление Казначейства РФ (1-3 рабочих дня);
  4. Перечисление суммы НДС на счет плательщика (от 5 дней).

В этом случае налогоплательщик может получить сумму налога не ранее, чем через 3-4 месяца. Чем раньше средства вернутся в компанию, чем выше их реальная стоимость, тем больше ресурсов на них можно купить.

Банковская гарантия на возврат НДС — документ, свидетельствующий о том, что в случае невозврата излишне возвращенного налога в бюджет это обязательство берет на себя обслуживающий банк (гарант).

Преимуществом оформления банковской гарантии является возможность возврата НДС в течение трех недель. В этом случае компания оформляет в банке гарантию по НДС и подает ее в налоговые органы вместе с заявлением на возврат налога. Налоговые органы, удостоверенные в соблюдении обязательств налогоплательщиком, незамедлительно проводят камеральную проверку и возвращают денежные средства.

Если банк согласился предоставить гарантию на меньшую сумму, то возможно предоставление гарантии на часть суммы, заявленной к возмещению (письмо Минфина от 26.09.2012 № 03-07-15/ 127).

Как выглядит процедура возмещения НДС в заявительном порядке

Шаг 1. Налогоплательщик подает декларацию по возмещаемому НДС.

Шаг 2. В течение пяти дней после подачи декларации направить в налоговую инспекцию банковскую гарантию, при необходимости (или договор поручительства, или договор с управляющей компанией) и заявление о применении заявительного порядка.

Шаг 3. Инспекция казначейства рассматривает запрос и принимает положительное или отрицательное решение в течение пяти дней. После этого у налоговых органов есть пять дней для информирования налогоплательщика о принятом решении. В случае отказа контролеры должны указать в решении, какой именно пункт НК РФ не соблюден.

Шаг 4. Если решение было положительным, на следующий рабочий день ИФНС направляет распоряжение в казначейство, а оттуда в течение пяти дней перечисляют деньги на счет организации.

В общей сложности процесс занимает максимум 11 рабочих дней с момента запроса до поступления денег на счет.

Начиная с 12 числа, если к этому времени деньги не поступили на расчетный счет компании, начинают «капать» проценты. Налоговая инспекция должна вместе с суммой возмещения перечислить проценты на счет организации, исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При наличии у организации задолженности по налогам, пеням и штрафам, налоговые органы автоматически зачтут сумму, причитающуюся к возмещению, в счет этой задолженности, и только остаток, если таковой имеется, будет переведен на счет организации.

Заявительный характер возмещения НДС не влияет на документальную проверку декларации. Их будут проверять в такой же ущерб, как и другие компенсационные заявления, то есть будут задавать вопросы, запрашивать документы и, в конце концов, вызывать в комиссию для беседы. Поэтому организация, декларативно требующая возмещения, должна быть на 100% уверена в каждом применяемом вычете. Если хотя бы часть отчислений будет устранена, деньги придется вернуть в бюджет с удвоенными процентами. С аутсорсингом «1С-Мудрый Совет» таких ситуаций можно не бояться.

Если вам нужно возмещение, вы его получите. В отличие от штатных бухгалтеров, которые не хотят «связываться» с возвратом денег, чтобы не привлекать внимание налоговых органов, мы уверенно возвращаем деньги в биллинг компании. Мы строго контролируем оформление документов, не боимся вопросов и защищаем отчисления.

После утверждения заявления о выдаче гарантии необходимо представить следующие документы:

Гарантия для возмещения НДС

В Группу Российский экспортный центр входит АО «РОСЭКСИМБАНК» (Российский экспортно-импортный банк), оказывающий кредитно-гарантийную поддержку российским экспортерам и банкам при реализации экспортно-инвестиционных проектов.

Для российских экспортеров из числа малых и средних предприятий (МСБ) разработан «коробочный» продукт «Банковская гарантия в пользу налоговых органов». Это специальный продукт, который позволяет экспортеру гарантировать возврат бюджетного «экспортного» НДС в течение 14 рабочих дней и избежать кассовых разрывов, связанных с задержкой камеральных проверок налоговыми органами.

Основные условия:

  • Сумма гарантии — до 5 000 000 рублей
  • Стоимость получения гарантии — 1% от суммы гарантии
  • Минимальный пакет документов — всего 7
  • Срок рассмотрения документов банком — 7 дней
  • Гарантийный срок — 11 месяцев

Кто может рассчитывать на получение гарантии?

  • Компания должна быть в реестре малых и средних компаний
  • Компания должна экспортировать товары или услуги, которые не являются сырьем
  • Срок ведения бизнеса — не менее 24 месяцев
  • Налоговая система — общая
  • Положительная прибыль компании за последние два года по данным бухгалтерской отчетности
  • Положительный опыт возмещения НДС (успешное прохождение не менее двух камеральных проверок)
  • Компания-заявитель должна быть готова предоставить гарантии от всех собственников юридического лица.

Чтобы получить банковскую гарантию экспортеру необходимо предоставить в Центр поддержки экспорта Смоленской области заявку, содержащую 7 документов:

  • Анкета физического лица — директора
  • Анкета физического лица — поручителя
  • Информация о конечном бенефициаре
  • Анкета клиента — юридического лица
  • Запрос — гарантия доброй воли
  • Запрос на финансирование
  • Запрос гарантии

После утверждения заявления о выдаче гарантии необходимо представить следующие документы:

  • Актуальная версия письма, учредительного договора
  • Документы о назначении директора
  • Копия паспорта директора (если директор подписывает договор поручительства)
  • Финансовая отчетность на последнюю отчетную дату
  • Письма ФНС о положительном завершении камеральной проверки по НДС
  • Проект текста гарантии, рекомендованный ФНС
  • Платежное поручение на оплату гарантийной комиссии

Вы можете направить проекты документов, их скан-копии для предварительной проверки специалисту Центра поддержки экспорта Смоленской области Веронике Синцкой по электронной почте [email protected]. Порядок получения банковской гарантии можно уточнить по телефону +7(4812) 67-20-90.

Оригиналы документов необходимо направить в Центр поддержки экспорта Смоленской области (214030, г. Смоленск, ул. Нормандии-Неман, д. 23, 2 этаж). Центр самостоятельно направит заверенные оригиналы документов в РОСЭКСИМБАНК.

После внесения изменений в главу 21 НК РФ с 1 января 2010 года начал действовать так называемый ускоренный (заявительный) порядок возмещения НДС.

02. Порядок и сроки ускоренного возмещения НДС

По общему правилу, после подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления о возврате, ИФНС проводит камеральную проверку. Срок проведения проверки ограничен 3 месяцами (п. 1 ст. 176 и ст. 88 НК РФ). Всего отводится 2 месяца и 12 дней после подачи декларации налогоплательщика и заявления на уплату утвержденной по результатам проверки суммы возмещения НДС. Декларативный порядок отличается от общего.

2.1 Сдача налоговой декларации по НДС

2.2 Получение банковской гарантии

Банковская гарантия должна соответствовать требованиям, указанным в пункте 6 настоящей статьи Кодекса. Банковскую гарантию могут предоставить только банки, соответствующие критериям статьи 74.1 НК РФ. Список таких банков опубликован на сайте Минфина России в подразделе «Политика в области налогообложения и таможенных сборов» раздела «Налоговые отношения». Банковские гарантии, выданные филиалами банков, включенных в данный перечень, также должны быть приняты налоговыми инспекциями, письмо ФНС России от 15.06.2010 № ШС-37-3/4049. Независимо от места нахождения отделение банка, письмо Минфина России от 21.10.2010 № 03-07-11/415. Банковская гарантия предоставляется не позднее пяти дней с момента подачи декларации. Проверить факт выдачи можно в реестре банковских гарантий.

Но с 1 июля 2018 года реестр выданных банковских гарантий больше не является общедоступным в ОВОС (статья 45 № 44-ФЗ). Сведения о банковских гарантиях, предоставляемых в обеспечение заявок и исполнения договоров, на официальном сайте не публикуются, а при приобретении товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включаются в закрытый реестр банковских гарантий, которая не публикуется в единой информационной системе и на официальном сайте. Запись, как и прежде, ведется, но доступна для просмотра только двум сторонам в цепочке поставщик-банк-заказчик: банку и покупателю. Раньше перед подписанием контракта поставщики всегда проверяли, фигурирует ли полученная ими в реестре гарантия в ОВОС, чтобы не возникла ситуация, при которой клиент узнал, что провайдер уклоняется. Теперь провайдер не может проверить подлинность залога, полученного от банка. Недобросовестные агенты могут предлагать ложные банковские гарантии, о которых вы узнаете только тогда, когда заказчик откажется от заключения договора.

С 06.05.2020 в личном кабинете участников набора ПТУ реализована возможность просмотра сведений реестра банковских гарантий. Участники договора смогут в режиме онлайн отслеживать включение банками в реестр сведений о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах, а также проверять наличие гарантий в реестре.

2.3 Подача заявления вместе с банковской гарантией: 5 дней после декларации

В течение 5 (пяти) дней после подачи декларации по НДС подается заявление о применении порядка декларирования налоговой декларации.

Налогоплательщики2 представляют действующую банковскую гарантию вместе со своей налоговой декларацией. Гарантирует уплату в бюджет налогоплательщиком суммы налога, излишне полученной им (зачтенной) вследствие возврата налога в заявительном порядке, в случае отмены решения о возврате суммы налога в целом или в части пункта 2 статьи 176.1 НК РФ.

2.4 Принятие решения : 5 дней после заявления

В течение 5 (пяти) дней со дня подачи заявления налоговый орган принимает решение о возврате или отказе от уплаты НДС, кроме того, на основании формальных признаков правильности заявления, законности банковской гарантии, наличия нарушения, санкции, штрафы и т. д. При наличии у организации недоимки (задолженности) по НДС, другим налогам, а также штрафов и пеней, инспекция направит возмещаемый НДС на погашение этой недоимки (задолженности). Согласие организации для принятия такого решения не требуется (п. 9 ст. 176.1 НК РФ).

2.5 Сообщение о п ринятии решения : 5 дней

В течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения налоговый орган обязан уведомить об этом налогоплательщика в письменной форме. Либо это будет сообщение об отказе в возврате (частичном или полном) с указанием нарушенных норм НК РФ, либо это будет указание на возврат заявленной суммы налога (частичный или полный) . Решение может быть направлено в электронном виде по каналам связи. Порядок управления электронными документами между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден Приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. N ММВ-7-6/196@. Приказ с положительным решением о возврате денег на следующий день после принятия решения направляется в территориальный орган Федерального казначейства. Если инспекция приняла решение об отказе в возмещении НДС в заявительном порядке, камеральная налоговая проверка декларации, в которой указана сумма налога, подлежащая возврату, как правило, продолжается. В этом случае организация может рассчитывать на возмещение НДС в общем порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.

2.6 Перечисление денежных средств : 5 дней со момента получения поручения налоговой

Казначейство Федерации перечисляет деньги в течение 5 (пяти) дней, следующих за датой получения распоряжения, и уведомляет Инспекцию Казначейства о размере возвращаемой суммы и фактической дате возврата (пп. 1 и 2 п. 10 ст статью 176.1 НК РФ).

Возврат НДС (компенсация НДС) может быть произведен в заявительном порядке до завершения проверки налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, при условии предоставления действующей банковской гарантии вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость.

Возврат или зачет НДС по банковской гарантии

Возврат НДС (компенсация НДС) может быть произведен в заявительном порядке до завершения проверки налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, при условии предоставления действующей банковской гарантии вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость.

Банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет налогоплательщика излишне полученные им (зачтенные ему) суммы НДС в результате возмещения НДС в в заявительном порядке, если решение о возмещении (возмещении) НДС в заявительном порядке отменяется полностью или частично.

Банковская гарантия должна быть предоставлена ​​банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям к принятию банковских гарантий для целей налогообложения, который ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании информации, полученной от Центрального банка. Российской Федерации.

Банк должен соответствовать следующим требованиям:

1) лицензия на осуществление банковских операций сроком не менее 5 лет;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 миллионов рублей;

3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей;

4) соблюдение обязательных нормативов на все отчетные даты в течение последних 6 месяцев;

5) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка.

Банковская гарантия должна соответствовать следующим требованиям:

1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) банковская гарантия не может содержать указание на то, что налоговый орган должен представить в банк документы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации;

3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 8 месяцев с даты подачи налоговой декларации, в которой декларируется сумма НДС, подлежащая возмещению;

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать выполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы НДС, истребованной к возмещению;

5) банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до истечения срока действия банковской гарантии гарантия.

Этапы взаимодействия и внутренние этапы обработки заявления при обращении в налоговую службу занимают следующее время:

Порядок применения «ускоренного» возмещения

Для использования процедуры декларации по возврату НДС необходимо отправить соответствующую декларацию в инспекцию в течение пяти дней с момента подачи декларации. Утвержденной формы для этого нет, поэтому пишется свободно.

Необходимо указать данные банковского счета, на который должна поступить сумма компенсации и указать обязательство компании, в случае не подтверждения правомерности отчислений, вернуть полученные деньги в бюджет и уплатить проценты в случае необходимости.

В течение пяти дней после подачи заявления инспекторы принимают решение о возврате налога или отказе в нем. Чтобы сообщить о решении, у налоговых органов есть еще пять дней.

Если на момент возмещения у компании есть задолженность по налогам, штрафам или пеням, то перед возвратом денег контролеры примут решение о зачете переплаты по НДС с имеющейся задолженностью. Данное решение принимается одновременно с положительным решением о возврате налога в «ускоренном» режиме.

В этом случае возврату подлежит только остаток денежных средств после погашения задолженности перед бюджетом.

Инспекторы отправят постановление о возврате налога в Казначейство на следующий рабочий день после принятия решения о возврате. У Минфина есть пять дней на перевод средств.

При несоблюдении этих сроков, с 12-го дня после подачи заявления, на невозвращенную в срок сумму налога будут начисляться проценты в пользу компании по действующей ставке рефинансирования.

Если в результате внутреннего аудита декларации выявляется, что сумма НДС, возмещаемая в порядке декларирования, превышает сумму, подлежащую возврату, решение о возврате аннулируется. Компания в пятидневный срок со дня получения заявления о возврате налога обязана вернуть (полностью или частично) в бюджет средства, полученные ею в заявительной форме.

Кроме того, компании придется платить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из действовавшей на тот момент двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Налогоплательщик имеет право на возмещение НДС, которое декларируется в возвратной декларации, до момента проведения документальной проверки в случае представления в налоговые органы действующей банковской гарантии вместе с налоговой декларацией.

Возврат НДС

Уважаемые клиенты, АКБ «Энергобанк» (ОАО) включен в перечень кредитных организаций, аккредитованных Министерством финансов Российской Федерации, которые имеют возможность предоставлять своим клиентам банковские гарантии, дающие им право на заявительный порядок возврата налога к добавленной стоимости в соответствии со ст. 176.1 НК РФ.

Налогоплательщик имеет право на возмещение НДС, которое декларируется в возвратной декларации, до момента проведения документальной проверки в случае представления в налоговые органы действующей банковской гарантии вместе с налоговой декларацией.

АКБ «Энергобанк» (АО) предоставляет возможность корпоративным клиентам воспользоваться этим правом налогоплательщика и получить банковскую гарантию на льготных условиях. С условиями выдачи банковской гарантии и перечнем необходимых документов вы можете ознакомиться в разделе «Банковские гарантии.

По вопросам предоставления банковских гарантий по процедуре декларирования возврата НДС обращайтесь: (843) 231-60-14 (843) 231-60-12

3) сумма процентов, предусмотренная пунктом 10 ст. 176.1 НК РФ, подлежащие возврату в бюджет;

Правовой режим гарантии возврата НДС

Каковы особенности правового режима этой гарантии?

Основное обязательство, гарантируемое гарантией

Налоговые органы, как и другие государственные органы, нередко принимают банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиков, вытекающих из закона 1 .

С введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» В связи с введением декларативного порядка возврата налога на добавленную стоимость» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ) расширен перечень банковских гарантий, принимаемых налоговыми органами.

Заявительный порядок возврата налога заключается в осуществлении возмещения (возврата) суммы налога, заявленной к возврату в налоговой декларации, до окончания срока уплаты налога, произведенного в соответствии со ст. 88 НК РФ на основании данной налоговой декларации по результатам камеральной налоговой проверки.

Не все налогоплательщики имеют право применять заявительный порядок налоговой декларации, а только те, которые соответствуют следующим критериям:

1) это налогоплательщики, в отношении которых общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение трех календарных лет, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного налогового порядка (за исключением сумм налога уплачиваемая в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и в качестве налогового агента) составляет не менее 10 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применять заявительный порядок подачи налоговой декларации, если с момента образования соответствующей организации до даты подачи налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) это налогоплательщики, которые вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возврат налога, представили действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка, на основании запроса налогового органа, уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налогов, которые он излишне получил (зачислил ему) в результате возврата налогов в заявительном порядке, если принято решение о возврате суммы налогов, заявленной к возврату в заявительный порядок отменяется полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (гарантия возврата НДС).

Следует отметить, что подп. 2 п.2 ст. 176.1 НК РФ, в отличие от подп. 1 п.2 ст. 176.1 НК РФ, именуется «налогоплательщик», а не «налогоплательщик-организация». Возникает вопрос: имеет ли право индивидуальный предприниматель применить заявительный порядок возмещения НДС? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить утвердительно, поскольку:

— суб. 2 п.2 ст. 176.1 НК РФ прямо не ограничивает перечень налогоплательщиков исключительно организациями;

— индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 1 ст. 143 НК РФ также являются плательщиками НДС;

— типовая форма требования налогового органа к банку-гаранту о выплате денежной суммы по банковской гарантии 2 прямо назначает индивидуального предпринимателя совместно с содействующей организацией предполагаемым принципалом по такой банковской гарантии.

Принимая во внимание вопрос об участниках правоотношений по банковской гарантии, необходимо также уточнить правомерность принятия налоговыми органами банковских гарантий, выданных филиалами кредитных организаций. Позиция Банка России по данному вопросу отражена в соответствующем письме от 1 июня 2010 г. № 04-15-7/2630. Учитывая, что филиал не является юридическим лицом, а также с учетом требований ст. 55 ГК РФ, ст. 1, 5 и 22 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Банк России разъяснил: поскольку юридические лица несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Реализация указанного права на применение заявительного порядка возврата налога осуществляется налогоплательщиком путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок, не превышающий пяти дней со дня представления налоговой декларации в налоговый орган. В частности, в нем говорится:

— реквизиты банковского счета для перечисления сумм возмещаемого НДС;

— обязанность налогоплательщика по возврату в бюджет излишне полученных им (зачисленных ему) сумм в заявительном порядке, в том числе процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные проценты на указанные суммы в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, если решение о возврате суммы налога, заявленной к возврату, отменяется полностью или частично в заявительном порядке.

В пятидневный срок со дня подачи запроса налоговый орган проверяет соответствие налогоплательщика требованиям, установленным налоговым законодательством, а также наличие у него задолженности по уплате налогов, иных налогов, задолженности по пеням и (о) соответствующим пени, подлежащие уплате или взысканию, и принимает решение о возврате суммы налога либо решение об отказе в возврате суммы налога, заявленной к возврату, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возврате суммы налога, заявленной в заявительной форме, исходя из наличия задолженности налогоплательщика по этим платежам, налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной в заявительной форме, и (или) принимает решение о возврате суммы налога, заявленной в заявительной форме возврат (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительной форме.

При наличии у налогоплательщика задолженностей по налогам, иным платежам или просроченных пеней и (или) соответствующих пеней, подлежащих уплате или взысканию, налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы налога, заявленной к возврату, в заявительном порядке в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и пеням. /или штрафы.

Налоговый орган выдает предписание о возврате суммы налога на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, возврат которой испрашивается в заявительном порядке и подлежит его предъявлению в территориальный орган в Казначейство Федерации в рабочий день, следующий за днем ​​принятия налоговым органом указанного решения. В течение пяти дней со дня получения указанного предписания территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат суммы налога налогоплательщику и не позднее дня, следующего за днем ​​возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумма денег, возвращенная налогоплательщику (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Если «по результатам камеральной проверки декларации сумма НДС, возмещаемая в порядке декларирования, превышает сумму, подлежащую возврату, решение о возмещении (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок со дня получения требования о возврате налога обязан возвратить (полностью или частично) в бюджет полученные им (зачисленные) в заявительной форме денежные средства (налог и пени (если были перечислены)), а также уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из действовавшей на тот момент ставки двойного рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Кроме того, указанное правило не предусматривает особого порядка расчета ставки. Так, Минфин России в письме от 05.04.2010 № 03-07-08/95 пояснил, что формула расчета процентов будет следующей: сумма НДС, подлежащая возврату, будет умножена на двукратная ставка рефинансирования ЦБ РФ, деленная на 365 (366) дней и умноженная на количество дней использования бюджетных средств. Если в период использования бюджетных средств действовали разные ставки рефинансирования ЦБ РФ, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке и полученные значения суммируются.

Таким образом, банковская гарантия на возврат НДС представляет собой гарантию, выдаваемую в рамках процедуры декларирования возмещения НДС от имени принципала (налогоплательщика) в пользу бенефициара (налогового органа), для обеспечения выполнения налогоплательщиком обязательств по возврату сумм бывший налог, излишне перечисленный ему (учтенный им) из бюджета, в случаях, предусмотренных законом.

В силу данной банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по уплате налогоплательщиком в бюджет сумм налога, излишне полученных им (зачтенных) в результате возврата суммы НДС в декларационном порядке, если возврат решение о взысканной сумме налога аннулируется в заявительном порядке полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ.

Эта гарантия имеет ряд важных преимуществ для клиента. В частности, возврат суммы НДС производится в более короткий срок, чем в рамках общего порядка возмещения данного налога, возможно использование возмещаемой суммы НДС в хозяйственной деятельности клиента до завершения налоговая проверка.

В то же время для рассматриваемого правового режима банковской гарантии характерны некоторые пробелы в законодательстве. Основная из них связана с расплывчатостью формулировки срока банковской гарантии.

Так, например, срок проведения кабинетного аудита составляет всего три месяца. В связи с этим не очень ясна позиция законодателя, установившего, что срок действия банковской гарантии не должен быть менее восьми месяцев. Если связать данный критерий с компенсационным характером получения банковской гарантии, то можно сделать вывод, что применение порядка декларирования возмещения (возврата) НДС приведет к увеличению расходов налогоплательщика. Кроме того, отказ от применения вычета может повлечь за собой доначисление налогов, штрафов и пени. В результате налогоплательщик может оказаться в очень неприятной ситуации, когда, с одной стороны, будут претензии со стороны налоговых органов, а с другой — претензии со стороны банка как источника по суммам, уплаченным по гарантии.

Кроме того, аморфная формулировка предыдущего закона вызывает вопрос: как правильно указать срок его действия в тексте банковской гарантии? Вправе ли банк указать, что банковская гарантия действительна в течение восьми месяцев с даты подачи налоговой декларации, в которой декларируется сумма НДС к возврату?

По нашему мнению, такая формулировка была бы некорректной и никаких гарантийных обязательств по такой гарантии не возникает. Срок действия банковской гарантии является одним из наиболее сложных и спорных вопросов в применении законодательства 5 . Как правило, банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не предусмотрено самой гарантией (статья 373 ГК РФ). Согласно ст. 190 ГК РФ срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или срок, назначаемый судом, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцев, недель, дней или часов. Срок также может определяться указанием на событие, которое неизбежно должно произойти. Обязанность налогоплательщика по представлению декларации по НДС закреплена в п. 5 ст. 174 НК РФ, но в то же время наступление данного события нельзя считать неизбежным, поскольку оно зависит от воли налогоплательщика. Следовательно, указание в тексте банковской гарантии следующей редакции: «В течение восьми месяцев со дня представления декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, что подтверждается отметками о принятии налоговым органом », неприемлемо 6 .

Специальные требования к поручителю и банковской гарантии

Действующее законодательство устанавливает ряд требований, касающихся личности гаранта и текста банковской гарантии.

Банковская гарантия должна быть предоставлена ​​банком, включенным в Перечень банков, отвечающих требованиям, установленным для принятия банковских гарантий для целей налогообложения.

На основании информации, полученной от Банка России, данный Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации и публикуется им на официальном сайте Министерства в сети Интернет 8: (http://www. minfin. ru /ru/tax_relations/policy/bankwarranty/).

Для включения в Перечень банк должен соответствовать следующим требованиям:

1) наличие банковской лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

2) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 миллионов рублей.;

3) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей.;

4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

5) отсутствие требования Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в Перечень, установленным требованиям или, наоборот, о несоответствии банка установленным требованиям, данная информация направляется Банком России в Министерство финансов Российской Федерации. Федерации в пятидневный срок со дня обнаружения указанных обстоятельств внести в Свиток соответствующие изменения.

Следует отметить, что установление определенных требований к банкам, уполномоченным выдавать гарантии возмещения НДС, отнюдь не является новшеством действующего законодательства.

Аналогичная модель взаимоотношений государственного органа и кредитных организаций достаточно широко используется при принятии банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

На основании приказа ФТС России от 06.01.2010 № 1059 «Об утверждении Положения о регистрации банков и иных кредитных организаций» банки, имеющие право выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей, должны быть включены в реестр специальный регистр 9 .

Кроме того, банки, гарантии которых принимаются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, согласно требованиям п. 2 ст. 343 Таможенного кодекса Российской Федерации должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие банковской лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;

2) отсутствие задолженности перед таможенными органами;

3) наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 миллионов рублей.;

4) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей.;

5) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

6) отсутствие требования Банка России о принятии мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Из анализа приведенных требований следует, что требования к банкам, обеспечивающим уплату таможенных платежей, а также к банкам, осуществляющим возмещение НДС, практически одинаковы.

В свою очередь банки-гаранты в силу ст. 176.1 НК РФ должны иметь более высокий минимальный размер зарегистрированного уставного капитала (500 млн рублей против 200 млн по статье 343 ТК РФ).

Со своей стороны банки-гаранты в силу ст. 343 ТК РФ обязаны не иметь задолженности перед таможенными органами, а для банков-гарантов на основании ст. 176.1 НК РФ аналогичное требование не предусматривает.

Обращает на себя внимание еще одна отличительная черта: ст. 176.1 НК РФ не предусматривает соблюдение максимального размера одной банковской гарантии и максимального размера всех одновременных банковских гарантий, выдаваемых одним банком.

Между тем данные требования обычно предусмотрены действующим законодательством как особые условия принятия банковских гарантий государственными органами.

В частности, приказом Минфина России от 10.03.2006 № 121н «Об установлении максимального размера банковской гарантии и максимального размера всех одновременно действующих банковских гарантий, выдаваемых банком или организацией на прием банковских гарантии таможенных органов в обеспечение уплаты таможенных платежей» установлено 10 значений, соответствующих банкам, гарантии которых принимаются таможенными органами. Установление конкретных значений для банков зависит от размера собственных средств (капитала) банка и соблюдения норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) на все отчетные даты в течение последних трех месяцев.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными знаками» принимается 11 банковских гарантий в пределах максимальной суммы одной банковской гарантии, а также при условии соблюдения банком-гарантом с максимальной суммой всех одновременно действующих банковских гарантий, установленной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Основание для распределения вышеуказанных максимальных значений на основании приказа Росалкогольрегулирования от 01.06.2010 № 38н.

Несомненно, наличие таких различий в обязательных требованиях к банкам, выступающим поручителями перед уполномоченными государственными органами, несколько дестабилизирует рынок:

— Во-первых, для получения статуса уполномоченного банка необходимо каждый раз соответствовать разным финансовым критериям. Эти требования могут меняться, и банки вынуждены постоянно следить за динамикой рынка. Это приводит к определенным временным, финансовым и организационным затратам;

— во-вторых, увеличиваются репутационные риски банка. Довольно сложно объяснить клиенту, почему таможенные органы принимают банковские гарантии в качестве гарантии уплаты налогов, а налоговые органы не принимают их в качестве гарантии возмещения НДС;

— в-третьих, банки обязаны соблюдать определенный порядок включения и исключения из соответствующих реестров, списков, списков. Каждый раз для включения в следующий список необходимо подготовить и подать различные документы, финансовую отчетность и выполнить определенные действия, что также довольно неудобно и затратно.

Представляется, что с расширением спектра деятельности и операций хозяйствующих субъектов, для исполнения которых принимаются банковские гарантии в пользу государственных органов, необходимо унифицировать требования к кредитным организациям и порядок включения их в единый реестр банков, чьи гарантии принимаются уполномоченными государственными органами.

Учитывая, что информация о финансово-экономическом состоянии кредитных организаций аккумулируется в Центральном банке Российской Федерации, логично возложить ответственность за ведение такого реестра на Банк России. В свою очередь, это значительно сократит рабочий процесс по базовым документам для включения в вышеуказанный список. Банк России вправе исключить кредитную организацию из соответствующего реестра по результатам анализа соответствующей отчетности.

Возвращаясь к анализу требований, установленных налоговым законодательством, укажем, что банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

2) не должно содержать указания на представление налоговым органом в банк документов, не предусмотренных ст. 176.1 НК РФ;

3) срок банковской гарантии должен истекать не ранее восьми месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой декларируется сумма налога, подлежащая возврату;

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать выполнение обязательств по возврату в бюджет в полном объеме суммы налога, заявленной к возмещению;

5) банковская гарантия должна допускать бесспорное списание денежных средств со счета гаранта в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до истечения срока действия банковской гарантии гарантия.

Банк обязан уведомить налоговый орган по месту учета налогоплательщика о факте выдачи банковской гарантии не позднее дня, следующего за днем ​​выдачи банковской гарантии, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти контролировать и контролировать налоги и сборы.

Если это не противоречит ст. 176.1 НК РФ, к правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, предъявлением требований по банковской гарантии, исполнением гарантом обязательств и прекращение действия банковской гарантии.

В частности, выдача такой банковской гарантии осуществляется на основании заключения между налогоплательщиком и кредитной организацией договора о выдаче банковской гарантии, который может содержать отдельные особые условия, обусловленные спецификой гарантийное обязательство. Например, для принятия положительного решения о работе с налогоплательщиком банку необходимо отслеживать динамику возврата НДС в предыдущие периоды, чтобы оценить финансовое положение налогоплательщика. Для этого необходимо запросить у доверителя дополнительный комплект документов.

Вполне возможно, что для выдачи таких гарантий банки включают дополнительные критерии оценки кредитоспособности клиента и, соответственно, обязательство по предоставлению дополнительных документов. Таким образом, кредитные организации при разработке типовых бланков (проектов) банковских гарантий на возмещение НДС вправе включать в соответствующие договоры о выдаче банковских гарантий характеристики, обусловленные особенностями правового режима самой гарантии.

В случае, если сумма налога, возвращенная налогоплательщику, превышает сумму налога, подлежащую возврату по результатам документальной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 ст. 176.1 НК РФ, принимает решения:

— об отмене решения о возврате заявленной суммы налога в заявительном порядке 13 ;

— возврат (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке и (или)

— произвести зачет суммы налога, заявленной к возврату в заявительном порядке, в части суммы налога, не подлежащей возврату, по результатам камеральной налоговой проверки.

В течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган письменно уведомляет об этом налогоплательщика.

Одновременно с уведомлением о принятии решения налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачисленных) сумм в заявительной форме (в том числе процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 176.1) Налогового кодекса Российской Федерации (при уплате), в размере, пропорциональном доле превышения суммы налога, возмещаемой в общей сумме налога, возмещаемой в заявительном порядке).

Проценты начисляются на суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период использования бюджетных средств. Указанные проценты начисляются со дня:

1) фактическое поступление денежных средств налогоплательщиком, в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;

2) принять решение о зачете суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.

Форма требования о возврате утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области контроля и надзора за налогами и сборами, и содержит сведения:

1) о сумме налога, подлежащей возврату по результатам камеральной налоговой проверки;

2) суммы налогов, излишне полученные налогоплательщиком (зачисленные налогоплательщику) в заявительной форме, подлежащие возврату в бюджет;

3) сумма процентов, предусмотренная пунктом 10 ст. 176.1 НК РФ, подлежащие возврату в бюджет;

4) сумма начисленных процентов в соответствии с пунктом 17 ст. 176.1 НК РФ на момент подачи заявления о возврате;

5) срок исполнения требования о возврате, установленный пунктом 20 статьи. 176.1 НК РФ;

6) меры по взысканию сумм, подлежащих уплате, применяемые в случае неисполнения налогоплательщиком требования о возврате.

Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в требовании о возврате, в течение пяти дней со дня получения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, указанной суммы, налоговый орган не ранее дня, следующего за днем ​​истечения пятидневного срока (установленного для добровольной уплаты суммы, указанной в требование о возмещении), направляет в банк требование о выплате денежной суммы в соответствии с банковскими гарантиями с указанием сумм, подлежащих уплате гарантом, также в пятидневный срок со дня получения данного требования

Форма требования установлена ​​приказом ФНС России от 06.07.2010 № ММВ-7-8/268@ «С утверждением формы требования об уплате денежной суммы по гарантии банковское дело».

Следует отметить, что форма требования налоговым органом об уплате сумм по банковской гарантии была введена сравнительно недавно, тогда как возможность выдачи банковских гарантий для обеспечения исполнения обязанности по возврату НДС возникла гораздо раньше. В течение почти полугода не было единства в претензиях налоговых органов по поводу сумм к уплате. В большинстве случаев налоговые органы требовали возврата в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм НДС. Однако были случаи, когда налоговые органы также требовали уплаты процентов.

На наш взгляд, такая ситуация связана с некоторыми неточностями в тексте ст. 176.1 НК РФ.

В частности, предусмотрено, что налогоплательщику будет предложено вернуть в бюджет излишне полученные им (зачисленные) суммы в заявительном порядке. Если помимо этих сумм начисляются проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ, то есть за нарушение сроков возврата налогов в заявительном порядке требование также указывает на необходимость возврата этих процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Российская Федерация). То есть да, в пропорциональной части до участия излишне возмещенного налога в общей сумме налога, возмещенного в заявительной форме.

При этом банковская гарантия покрывает только уплату самой суммы налога и не учитывает начисленные проценты. Теперь налоговым органам предоставлено право взыскивать проценты, указанные вместе с неустойкой, пенями и штрафами, для чего подп. 9 ч.1 ст. 31 НК РФ (ст. 1 Федерального закона № 318-ФЗ). Следовательно, если сумма банковской гарантии недостаточна для покрытия сумм, выданных в заявительном порядке, взыскание взыскивается с денежных средств на счетах или иного имущества налогоплательщика 14 . Банк не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, когда такое требование предъявлено в банк по истечении срока, на который выдана банковская гарантия) было выпущено). В случае невыполнения указанного требования.

Следует отметить, что Федеральным законом № 318-ФЗ не внесены изменения и дополнения в административное законодательство, устанавливающие ответственность за нарушение банком обязанности по выплате денежной суммы по банковской гарантии.

Глава 18 НК РФ, устанавливающая преступления, связанные с ответственностью банков, также не упоминает о таком составе и не устанавливает ответственности за такое нарушение. Таким образом, ответственность за невыполнение банком требований налогового органа, заявленных в соответствии с п. 21 ст. 176.1 НК РФ, не встречается. По сути, единственным возможным неблагоприятным последствием для банка является бесспорное аннулирование вашего банковского счета на суммы, указанные в требовании налогового органа.

В течение десяти дней после исполнения банком обязательства по уплате суммы денег по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование о возврате с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет.

При этом в случае нарушения налоговым органом срока направления требования о возврате начисление процентов на суммы, причитающиеся налогоплательщику на основании требования о возврате, приостанавливается до дня фактического получения налогоплательщиком такого требования.

1 — Например, обеспечить соблюдение обязательств по использованию приобретаемых товарных знаков в соответствии с их назначением при маркировке алкогольной продукции (п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции») алкогольной продукции с федеральными специальными марками»). В соответствии с пунктом 2 статьи 184 НК РФ банковской гарантией может быть предусмотрено обязательство банка по уплате суммы специального налога и соответствующих пеней в случае неуплаты — соблюдение налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные пунктами 7 и 7.1 статьи 198 НК РФ, документы, подтверждающие факт вывоза подакцизных товаров или ввоза в портовую особую экономическую зону подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и неуплату по ним акцизов и (о) санкций.

2 — Утверждены приказом ФНС России от 07.06.2010 № ММВ-7-8/268@ // Российская газета. 20.07.2010. № 158.

3 — Практический комментарий по основным изменениям в налоговом законодательстве с 2010 года по сравнению с законодательством от 05.07.2010.

4 — Химичев А. Под обеспечение банковской гарантией // Бухгалтерский учет. 2010. № 2.

5 — Подробнее см в статье Пыхтина С. В. «Условие о сроке банковской гарантии в контексте арбитражной практики» на с. 41.

6 — АТП «КонсультантПлюс». Экспертная консультация: Минфин России. 2010. Номер в ИС 84942.

7 — Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 27 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 3.

8 — Официальная информация об этом содержится в письме ФНС России от 16.03.2010 № ШС-22-3/182@ «О перечне банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации».

9 — Приказ ФТС России от 7 декабря 2006 г. (в редакции от 30 октября 2009 г.) № 1281 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственной функции по ведению Реестра банков и иных кредитных организаций, имеющих право выдачи банковских гарантий по уплате таможенных платежей» // Российская газета. 11.04.2007. № 75.

13 — Образцы Решения об отмене Решения о возврате суммы налога на добавленную стоимость, заявленного в декларационном порядке, Решения о возврате суммы налога на добавленную стоимость, заявленного в декларационном порядке, и иных документов, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ, установленные нормативными актами налоговых органов: приказ ФНС России от 27.04.2010 № ММВ-7-3/204@, приказ ФНС России от 23.03.2010 № ММ-7-3/136@, приказ ФНС России от 18.05.2010 № ММВ-7-8/235@ и другие.

4) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

Основное обязательство, обеспечиваемое гарантией

Налоговые органы, как и другие государственные органы, нередко принимают банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиков, вытекающих из закона 1 .

С введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Федерального закона от 17 декабря 2009 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» В связи с введением декларативного порядка возврата налога на добавленную стоимость» (далее — Федеральный закон № 318-ФЗ) расширен перечень банковских гарантий, принимаемых налоговыми органами.

Заявительный порядок возврата налога заключается в осуществлении возмещения (возврата) суммы налога, заявленной к возврату в налоговой декларации, до окончания срока уплаты налога, произведенного в соответствии со ст. 88 НК РФ на основании данной налоговой декларации по результатам камеральной налоговой проверки.

Не все налогоплательщики имеют право применять заявительный порядок налоговой декларации, а только те, которые соответствуют следующим критериям:

1) это налогоплательщики, в отношении которых общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная в течение трех календарных лет, предшествующих году, в котором подается заявление о применении заявительного налогового порядка (за исключением сумм налога уплачиваемая в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ и в качестве налогового агента) составляет не менее 10 млрд руб. Указанные налогоплательщики вправе применять заявительный порядок подачи налоговой декларации, если со дня образования соответствующей организации до даты представления налоговой декларации прошло не менее трех лет;

2) это налогоплательщики, которые вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возврат налога, представили действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка, на основании запроса налогового органа, уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налогов, которые он излишне получил (зачислил ему) в результате возврата налогов в заявительном порядке, если принято решение о возврате суммы налогов, заявленной к возврату в заявительный порядок отменяется полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ (гарантия возврата НДС).

Следует отметить, что подп. 2 п.2 ст. 176.1 НК РФ, в отличие от подп. 1 п.2 ст. 176.1 НК РФ, именуется «налогоплательщик», а не «налогоплательщик-организация». Возникает вопрос: имеет ли право индивидуальный предприниматель применить заявительный порядок возмещения НДС? На наш взгляд, на этот вопрос следует ответить утвердительно, поскольку:

— суб. 2 п.2 ст. 176.1 НК РФ прямо не ограничивает перечень налогоплательщиков исключительно организациями;

— индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 1 ст. 143 НК РФ также являются плательщиками НДС;

— типовая форма требования налогового органа к банку-гаранту о выплате денежной суммы по банковской гарантии 2 прямо назначает индивидуального предпринимателя совместно с содействующей организацией предполагаемым принципалом по такой банковской гарантии.

Принимая во внимание вопрос об участниках правоотношений по банковской гарантии, необходимо также уточнить правомерность принятия налоговыми органами банковских гарантий, выданных филиалами кредитных организаций. Позиция Банка России по данному вопросу отражена в соответствующем письме от 1 июня 2010 г. № 04-15-7/2630. Учитывая, что филиал не является юридическим лицом, а также с учетом требований ст. 55 ГК РФ, ст. 1, 5 и 22 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Банк России разъяснил: поскольку юридические лица несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.

Реализация указанного права на применение заявительного порядка возврата налога осуществляется налогоплательщиком путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок, не превышающий пяти дней со дня представления налоговой декларации в налоговый орган. В частности, в нем говорится:

— реквизиты банковского счета для перечисления сумм возмещаемого НДС;

— обязанность налогоплательщика по возврату в бюджет излишне полученных им (зачисленных ему) сумм в заявительном порядке, в том числе процентов, предусмотренных п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные проценты на указанные суммы в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ, если решение о возврате суммы налога, заявленной к возврату, отменяется полностью или частично в заявительном порядке.

В пятидневный срок со дня подачи запроса налоговый орган проверяет соответствие налогоплательщика требованиям, установленным налоговым законодательством, а также наличие у него задолженности по уплате налогов, иных налогов, задолженности по пеням и (о) соответствующим пени, подлежащие уплате или взысканию, и принимает решение о возврате суммы налога либо решение об отказе в возврате суммы налога, заявленной к возврату, в заявительном порядке.

Одновременно с решением о возврате суммы налога, заявленной в заявительной форме, исходя из наличия задолженности налогоплательщика по этим платежам, налоговый орган принимает решение о зачете суммы налога, заявленной в заявительной форме, и (или) принимает решение о возврате суммы налога, заявленной в заявительной форме возврат (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительной форме.

При наличии у налогоплательщика задолженностей по налогам, иным платежам или просроченных пеней и (или) соответствующих пеней, подлежащих уплате или взысканию, налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы налога, заявленной к возврату, в заявительном порядке в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и пеням. /или штрафы.

Налоговый орган выдает предписание о возврате суммы налога на основании решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, возврат которой испрашивается в заявительном порядке и подлежит его предъявлению в территориальный орган в Казначейство Федерации в рабочий день, следующий за днем ​​принятия налоговым органом указанного решения. В течение пяти дней со дня получения указанного предписания территориальный орган Федерального казначейства осуществляет возврат суммы налога налогоплательщику и не позднее дня, следующего за днем ​​возврата, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумма денег, возвращенная налогоплательщику (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Если «по результатам камеральной проверки декларации сумма НДС, возмещаемая в порядке декларирования, превышает сумму, подлежащую возврату, решение о возмещении (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок со дня получения требования о возврате налога обязан возвратить (полностью или частично) в бюджет полученные им (зачисленные) в заявительной форме денежные средства (налог и пени (если были перечислены)), а также уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами, исходя из действовавшей на тот момент ставки двойного рефинансирования ЦБ РФ (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

Кроме того, указанное правило не предусматривает особого порядка расчета ставки. Так, Минфин России в письме от 05.04.2010 № 03-07-08/95 пояснил, что формула расчета процентов будет следующей: сумма НДС, подлежащая возврату, будет умножена на двукратная ставка рефинансирования ЦБ РФ, деленная на 365 (366) дней и умноженная на количество дней использования бюджетных средств. Если в период использования бюджетных средств действовали разные ставки рефинансирования ЦБ РФ, проценты рассчитываются отдельно по каждой ставке и полученные значения суммируются.

Таким образом, банковская гарантия на возврат НДС представляет собой гарантию, выдаваемую в рамках процедуры декларирования возмещения НДС от имени принципала (налогоплательщика) в пользу бенефициара (налогового органа), для обеспечения выполнения налогоплательщиком обязательств по возврату сумм бывший налог, излишне перечисленный ему (учтенный им) из бюджета, в случаях, предусмотренных законом.

В силу данной банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по уплате налогоплательщиком в бюджет сумм налога, излишне полученных им (зачтенных) в результате возврата суммы НДС в декларационном порядке, если возврат решение о взысканной сумме налога аннулируется в заявительном порядке полностью или частично в случаях, предусмотренных ст. 176.1 НК РФ.

Эта гарантия имеет ряд важных преимуществ для клиента. В частности, возврат суммы НДС производится в более короткий срок, чем в рамках общего порядка возмещения данного налога, возможно использование возмещаемой суммы НДС в хозяйственной деятельности клиента до завершения налоговая проверка.

В то же время для рассматриваемого правового режима банковской гарантии характерны некоторые пробелы в законодательстве. Основная из них связана с расплывчатостью формулировки срока банковской гарантии.

Так, например, срок проведения кабинетного аудита составляет всего три месяца. В связи с этим не очень ясна позиция законодателя, установившего, что срок действия банковской гарантии не должен быть менее восьми месяцев. Если связать данный критерий с компенсационным характером получения банковской гарантии, то можно сделать вывод, что применение порядка декларирования возмещения (возврата) НДС приведет к увеличению расходов налогоплательщика. Кроме того, отказ от применения вычета может повлечь за собой доначисление налогов, штрафов и пени. В результате налогоплательщик может оказаться в очень неприятной ситуации, когда, с одной стороны, будут претензии со стороны налоговых органов, а с другой — претензии со стороны банка как источника по суммам, уплаченным по гарантии.

Кроме того, аморфная формулировка предыдущего закона вызывает вопрос: как правильно указать срок его действия в тексте банковской гарантии? Вправе ли банк указать, что банковская гарантия действительна в течение восьми месяцев с даты подачи налоговой декларации, в которой декларируется сумма НДС к возврату?

По нашему мнению, такая формулировка была бы некорректной и никаких гарантийных обязательств по такой гарантии не возникает. Срок действия банковской гарантии является одним из наиболее сложных и спорных вопросов в применении законодательства 5 . Как правило, банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не предусмотрено самой гарантией (статья 373 ГК РФ). Согласно ст. 190 ГК РФ срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или срок, назначаемый судом, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцев, недель, дней или часов. Срок также может определяться указанием на событие, которое неизбежно должно произойти. Обязанность налогоплательщика по представлению декларации по НДС закреплена в п. 5 ст. 174 НК РФ, но в то же время наступление данного события нельзя считать неизбежным, поскольку оно зависит от воли налогоплательщика. Следовательно, указание в тексте банковской гарантии следующей редакции: «В течение восьми месяцев со дня представления декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, что подтверждается отметками о принятии налоговым органом », неприемлемо 6 .

Обязательства поручителя по договору, представляемому в ИФНС, не могут превышать 50% суммы его чистых активов;

Заявительный порядок возмещения НДС

Кому необходима банковская гарантия на возврат НДС

С помощью банковской гарантии применяется заявительный порядок возврата налога организациям, не всегда крупным. Для компаний, занимающих доминирующее положение на рынке, необходимо выполнение иных условий по п. 176.1 НК РФ с возмещением НДС досрочно.

На практике банковская гарантия, включенная в специальный перечень, утверждаемый Минфином, считается действительной. Этот список опубликован на веб-ресурсе данного органа исполнительной власти. Если ценная бумага выдана филиалами кредитной организации, налоговый орган считает, что она выдана самим банком.

Уплата банковской гарантии на возврат НДС производится одновременно с заявлением налогоплательщика на ускоренный возврат налога. Если возврат произведен в заявительном порядке и налоговая проверка прошла успешно, государственный орган обязан уведомить налогоплательщика в течение 7 дней. Уведомление оформляется письменно. На следующий день после направления уведомления в организацию налоговая также направляет в банк сообщение о том, что кредитная организация освобождается от обязательств по гарантии.

Zayavitelnyy_poryadok_vvozmeshcheniya_nds. jpg

Похожие публикации

Правовое регулирование вопроса о возврате налога на добавленную стоимость в заявительной форме прописано в ст. 176.1 НК РФ, нормы которой обновлены после принятия закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ. Преимуществом заявительного варианта является ускорение процедуры возмещения; это возможно до того, как специалисты ИФНС проведут кабинетную проверку.

Заявительный порядок возврата НДС представляет собой механизм возврата части налоговых обязательств, уплаченных хозяйствующим субъектом в бюджет досрочно, в случае наличия задолженности перед бюджетом на дату отчета. Это возможно в случаях, когда сумма примененных вычетов оказывается больше суммы НДС, начисленной к уплате.

Заявительный порядок возмещения НДС – законодательные нововведения

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Законом № 302-ФЗ, позволяют расширить список потенциальных заявителей на возмещение НДС. Новые условия распространяются на сделки купли-продажи, совершенные с 01.10.2018.

Ранее требования к налогоплательщикам были более жесткими: минимальная сумма совокупных налоговых обязательств на интервале в три года составляла 7 млрд рублей. По обновленным правилам этот порог снижен до 2 млрд рублей. Нововведения коснулись и критериев отбора поручителей. По прежним правилам размер обязательств поручителя ограничивался 20% от суммы его чистых активов (сейчас этот лимит повышен до 50%).

Ситуации, в которых банковская гарантия на возврат НДС бесполезна

Действие гарантии

В случае выявления нарушений в ходе проверки аудитор составляет акт в соответствии со статьей 100 НК РФ. Данный документ и иные материалы контрольного мероприятия, а также возражения, представленные обществом, рассматриваются руководителем инспекции, проводившей проверку, или его представителем, и разрешаются в соответствии со статьей 101 Налогового законодательства. Кодекс Российской Федерации.

В случае, если сумма заявительно возмещенного налога превышает сумму возмещаемого НДС по результатам проверки, инспекция принимает решение об отмене решения о возврате. Отменяется также решение о возврате (полностью или частично) суммы налога или решение о возмещении суммы сбора, не подлежащей возврату в результате проведения контрольного мероприятия.

Если должностные лица ФНС по результатам проверки установят, что компания неправомерно указала сумму НДС в декларации, организации придется вернуть эти деньги. Кроме того, за пользование бюджетными средствами будут начисляться пени по ставке двойного рефинансирования Банка России. Расчет будет производиться с момента поступления денег на расчетный счет компании или с момента принятия решения о возмещении сумм недоимки по возмещаемому НДС.

После того, как аудиторы направят фирме вышеуказанные постановления и требование об уплате подлежащей возмещению суммы возмещаемого НДС и неустойки, она обязана выполнить это предписание в течение пяти дней со дня получения требования.

В течение десяти дней после возникновения обязательства банка по уплате суммы банковской гарантии налоговые органы направят в организацию уточненное требование о возмещении с указанием сумм, подлежащих уплате в бюджет (п. 22 ст. 176.1 НК РФ).

Если компания не выплатит сумму вовремя или сделает это частично, деньги, указанные в запросе на возврат, будут исполнены. Это правило распространяется как на компании, которые применили заявительный порядок возврата налога без предоставления гарантии, так и на компании, получившие модифицированный запрос на возврат. При невозможности подачи в банк заявления об уплате суммы по банковской гарантии в связи с истечением срока ее действия обязательство по уплате налогов также исполняется.

Ирина Разумова, ведущий консультант по бухгалтерскому и налоговому учету ДКПО Группы компаний «Ю-Софт», советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера

«Практическая бухгалтерия» — дневник бухгалтерии, который упростит вашу работу и поможет вести бухгалтерский учет без ошибок. Издание также доступно в электронном формате. Получить полный доступ ко всем материалам >>

В современной деловой сфере проблема необоснованных отказов в возмещении НДС беспокоит владельцев многих российских компаний и предприятий. Презумпция виновности является причиной большинства безуспешных дел. Что такое банковская гарантия на возмещение НДС и каковы этапы ее оформления.

Банковская гарантия на возврат НДС

В современной деловой сфере проблема необоснованных отказов в возмещении НДС беспокоит владельцев многих российских компаний и предприятий. Презумпция виновности является причиной большинства безуспешных дел. Что такое банковская гарантия на возмещение НДС и каковы этапы ее оформления.

Прежде чем обращаться за помощью к банку, стоит подробнее узнать про него:

Совет юриста, а точнее, его постоянное присутствие рядом окажут большую помощь. Вопрос довольно сложный и требует определенных знаний.

Лица, имеющие право на возмещение НДС:

  1. Налогоплательщики, сумма уплаченных налогов которых составляет 10 млрд руб.
  2. Эти лица имеют право использовать заявительный режим налоговой декларации при условии, что с момента регистрации компании или подписи до даты подачи декларации прошло не более 3 лет.
  3. Налогоплательщики, подавшие заявление и банковскую гарантию. В декларации должно быть указано, что компания имеет право на возврат налога.

Банковская гарантия возврата НДС предусматривает два варианта возмещения:

Порядок возмещения налога:

  1. Подготовительный этап:
    • Проверка документов, подтверждающих право на возврат налога;
    • Подготовка документации для судебного разбирательства (файл и копия);
    • Подготовка и проверка налоговой декларации.

Настройка очень важна. Необходимо несколько раз перепроверить наличие всех бумаг, печатей, правил оформления. Это сэкономит время позже.

Возможны два исхода: дело закончилось с положительным результатом; получил негатив.

  • Подготовка письменных возражений;
  • При отказе вернуть налог даже после рассмотрения возражений необходимо подать жалобу в ФНС;
  • Повторный процесс, только уже рассмотренный ФНС.

Если вы не сильны в юридических и банковских вопросах, то ответ однозначный: вам обязательно нужно это сделать. Такой же ответ будет и для людей с высоким уровнем занятости, которые не могут лично заниматься делом. В такой бумажной волоките можно просто запутаться. Нужен практический опыт в таких делах.

Очень часто налогоплательщик-экспортер оказывается в ситуации, когда сумма налога, подлежащая уплате за период декларирования, меньше суммы вычета по НДС. В этом случае компания имеет право на возмещение НДС при вывозе товаров из бюджета. Образовавшуюся разницу можно вернуть двумя способами: в целом или заявительно (п. 2 ст. 173, ст. 176, ст. 176.1 НК РФ). Как правильно действовать в каждом конкретном случае, мы расскажем подробнее.

Общий порядок возврата

Итак, организация экспортирует товары, было принято решение о возврате НДС из бюджета в общем порядке. Что делать: пошаговая инструкция.

Шаг 1. Подготовьте декларацию по НДС за отчетный квартал. Проверьте правильность заполнения документа.

Шаг 2. Подготовьте подтверждающие документы. Это договор поставки и таможенная декларация с печатью российской таможни. Обратите внимание, что если договор поставки (договор, контракт) был ранее представлен в ФНС, то дублировать договор не нужно. Достаточно направить уведомление в ИФНС.

При вывозе на территорию ЕАЭС достаточно контракта, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (с отметкой налогового органа принимающего государства). Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 19 ноября 2014 г. № ММВ-7-6/590@. Также приложите документы, подтверждающие факт ввоза продукции на территорию ЕАЭС.

Шаг 3. Принять решение: вернуть или зачесть образовавшуюся переплату по НДС.

Помните, что налогоплательщик имеет право вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги или зачесть переплату будущими платежами. Обратите внимание, что эти действия недоступны, если налогоплательщик имеет задолженность по данным налоговым обязательствам.

В зависимости от принятого решения подготовьте соответствующее заявление (на возврат или на компенсацию). Обратите внимание, что формы заявлений были обновлены и старые формы нельзя использовать в работе. Новые форматы утверждены Приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@ (ред от 30 ноября 2018 г).

Банковская гарантия возврата НДС, появившаяся в Кодексе в начале 2010 года, стала примером гибкого подхода в регулировании отношений, связанных с уплатой налогов и сборов.

Этапы оформления банковской гарантии на возврат НДС

Если налогоплательщик решит взять на себя все формальности по выдаче банковской гарантии, то ему придется столкнуться с немалым количеством сложностей. Изначально вам нужно будет выбрать коммерческий банк, который должен соответствовать следующим требованиям:

Определив финансовое учреждение, необходимо будет собрать документы, правильно их оформить, представить на рассмотрение и дождаться решения банковской комиссии. В то же время банк не всегда безоговорочно предоставляет гарантийный документ.

Чтобы исключить возможность отказа, стоит воспользоваться услугами посреднических организаций (кредитных брокеров), которые оперативно выдадут банковскую гарантию в течение 5 дней и исключат возможность отказа даже для малого и нового бизнеса. Как пользоваться их услугами:

  • Подать онлайн-заявку с контактным телефоном;
  • Обсудить с представителями посредника условия получения банковской гарантии и комиссии;
  • Подать документы брокерам;
  • Получите на руки готовый документ.

При обнаружении ошибок в ходе камеральной налоговой проверки при заполнении документов по НДС банковская гарантия аннулируется. В этом случае у плательщика есть 5 дней на исправление выявленных неточностей.

Возврат (компенсация) НДС в значительно более короткие сроки, чем при общем порядке возврата налога Гарантия, предоставляемая от имени налогоплательщикав пользу налоговых органов при подаче декларациипорядок возмещения НДС для обеспечения обязательствналогоплательщику о возврате сумм налога, ошибочно перечисленные ему из бюджета.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пролистать наверх