5. Не гнаться за регистрационным номером, а сразу получить банковскую гарантию в проверенных банках и через проверенных агентов.
Как с 1 июля 2018 года проверить банковскую гарантию
До недавнего времени проверить подлинность банковской гарантии можно было в специальном реестре на сайте ЕИС, где оформляются госзаказы. Но ситуация изменилась: с 1 июля 2018 года реестр выданных банковских гарантий больше не хранится в открытом доступе в ЕИС.
Выдавая банковскую гарантию, банк в письменной форме обязуется перед другим банком или компанией заплатить третьему лицу, если оно не выполнит свои обязательства. При заключении договоров этот документ играет важную роль: подрядчик или поставщик прибегает к выдаче банковской гарантии, если у него недостаточно денег для обеспечения договора, который он надеется заключить. В результате получается трехсторонняя связь:
Клиент (бенефициар) — тот, кто принимает банковскую гарантию (принципал) — банк (гарант)
В ряде случаев в этой схеме участвует и четвертый игрок: брокер, посредник между принципалом и гарантом.
Для каждого участника контрактации банковская гарантия имеет определенное преимущество:
- Для подрядчика или поставщика это возможность участвовать в закупке даже при отсутствии возможности быстро получить необходимую сумму бюджета для обеспечения контракта;
- Для клиента — минимизация рисков, гарантия оперативного возмещения убытков в ситуации, когда принципал не выполняет обязательства. В этом случае все деньги покрываются банком. Банковская гарантия позволяет большему количеству организаций участвовать в тендере и, следовательно, клиенту может быть предоставлена более выгодная окончательная цена контракта.
В то же время эти льготы сопряжены с серьезными проблемами: на рынке закупок появляются так называемые «серые» банковские гарантии, внешне ничем не отличающиеся от юридических документов. Они также выдаются на фирменных бланках, с подписью и печатью. Однако за выполнением этих формальных требований в «серых» банковских гарантиях скрывается отсутствие каких-либо обязательств: платежи в принципе невозможны, поскольку юридические аспекты изначально устанавливаются для юридического отказа в удовлетворении требований клиента.
До 1 июля 2018 года проверить подлинность банковской гарантии можно было в специальном реестре на сайте ЕИС, где оформляются госзаказы. Но ситуация изменилась.
С 1 июля 2018 года реестр выданных банковских гарантий больше не хранится в открытом доступе в ОВОС. В п. 8.1 ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ уточняется: «Сведения о банковских гарантиях, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения договоров, не публикуются на официальном сайте, а при покупке товаров, работ, услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, включены в закрытый реестр банковских гарантий, который не публикуется в единой информационной системе и на официальном сайте. То есть запись, как и прежде, ведется, но доступна для просмотра только двум сторонам в цепочке провайдер-банк-клиент: банку и клиенту.
Раньше перед подписанием договора поставщики всегда проверяли, фигурирует ли полученная ими в реестре гарантия в ОВОС, чтобы не возникла ситуация, при которой клиент признает, что поставщик обошел на основании п. 16 ст. 83.2 № 44-ФЗ. Теперь провайдер не может проверить подлинность залога, полученного от банка. Недобросовестные агенты могут предлагать ложные банковские гарантии, о которых вы узнаете только тогда, когда заказчик откажется от заключения договора.
Карта содержит всю необходимую информацию, например, место, где можно найти регистрационный номер банковской гарантии, — это код в шапке карты.
Для чего используют открытый реестр
BG – это способ обеспечения обязательств. В рамках государственных закупок и закупок по 223-ФЗ с его помощью:
- Участники подают заявки на участие;
- Победитель тендера обеспечивает выполнение контракта или соглашения в будущем, включая гарантийные обязательства;
- Контрагенты государственных заказчиков обеспечивают возврат аванса в случае неисполнения ими своих обязательств по договору.
Получив БГ, клиент обязан убедиться, что она содержит все положения, требуемые законом и уставом. Также важно убедиться, что документ является подлинным и банк, его выдавший, входит в перечень кредитных организаций, имеющих право гарантировать обязательства по госзаказу.
Воспользуйтесь бесплатными инструкциями от экспертов КонсультантПлюс, чтобы проверить свое ПО без ошибок.
Для чтения вам потребуется доступ в систему: ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Электронный ресурс удобен для проверки БГ, ведется Казначейством, официальный сайт реестра банковских гарантий 44-ФЗ входит в состав Единой информационной системы zakupki. gov. ru.
База данных ГК содержит, среди прочего, следующую информацию:
- О банке-гаранте, что позволяет проверить банк в реестре банковских гарантий и убедиться в наличии у него права выдачи БГ по госзаказу;
- О поставщике, подрядчике или исполнителе, который по БГ является заказчиком;
- О размере обеспечения — сумма, которую банк в случае невыполнения принципалом обязательств по договору перечислит клиенту;
- Продолжительность ГБ.
В настоящее время единого федерального реестра банковских гарантий практически не существует. До июля 2018 года база данных была открыта для общественности. 01.07.2018 изменения вступили в силу, после чего информация перестала быть в открытом доступе. Только организации, имеющие личный кабинет в ЕИС, имеют право просматривать информацию.
Старая открытая база данных осталась доступной и по сей день и служит архивом данных HD, выпущенных до 30.06.2018 включительно.
Таким образом, на данный момент существует две базы данных:
Ранее любому желающему было достаточно зайти на официальный сайт Единой информационной системы (ЕИС), чтобы ознакомиться с опубликованными там данными о банковских гарантиях, предназначенных для сопровождения заявок на закупку и заключения договоров.
Выписка из реестра
Закон обязывает банки направлять контрагенту, по обязательству которого была выдана БГ, выписку из реестра банковских гарантий. Для данной операции банком законом предусмотрен 1 рабочий день после включения данных предоставленной гарантии в реестр.
Однако в действительности принципалы должны направить запросы в банк, чтобы получить такую выписку.
Выписка из реестра банковских гарантий должна содержать:
- Дата его составления;
- Наименование, местонахождение, ИНН и КПП банка-гаранта;
- Данные основного поставщика;
- Данные клиента-бенефициара;
- Вид безопасности;
- Момент предоставления гарантии;
- Номер уведомления о покупке;
- Содержание гарантии с указанием времени ее вступления в силу и истечения срока действия, а также суммы.
Как проверить банковскую гарантию по 44 ФЗ для обеспечения исполнения договора:
Как правильно отказаться принять БГ
Заказчик обязан отказаться от принятия гарантийных обязательств, если (ч. 6 ст. 45 44-ФЗ):
- Сведений о страховке нет в списке (напоминаем, где проверить банковскую гарантию: в реестре ЕИС в личном кабинете клиента);
- В документе указывается возможность для поручителя отозвать предполагаемые обязательства;
- Имеются нарушения обязательных условий или хотя бы одно из этих требований отсутствует.
В приемке должно быть отказано немедленно, если поручительством установлено, что оно не соответствует требованиям, изложенным в документации о закупке, проекте государственного контракта, извещении. Несоответствие гарантийных обязательств дополнительным требованиям (ПП РФ № 1005 от 08.11.2013), не указанным в документах заказа, не является основанием для отказа в приеме на учет.
В случае предоставления поставщиком гарантии обеспечения заявки на участие в электронных торгах, аукционах, не соответствующей документам заказа, закупочная комиссия вправе принять решение об отклонении данной заявки (п. 3 ч. 4 ст. 54.7 п. 2, п. 6, ст. 69 44-ФЗ, информационное письмо Минфина России от 30.07.2019 № 24-05-05/57198).
Содержание 1. Проверить банковскую гарантию по 44 ФЗ 2. Проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий 3. Где проверить банковскую гарантию 4. Видео инструкция где проверить банковскую гарантию 1. Проверить банковскую гарантию по 44 ФЗ в статье 368 ГК РФ. Этот документ должен быть оформлен в виде официального бланка, в нем должны быть указаны: место и время выдачи; сведения о принципале, бенефициаре и поручителе; Должны быть указаны обстоятельства, в этом случае потребуется уплата суммы гарантии. Проверить банковскую гарантию можно с помощью ЦБ России, для этого нужно знать номер счета, но при условии, что она не выдана для госзакупок. Для проверки банковской гарантии, Вы можете зайти на сайт Банка России и перейти в раздел «Сведения о кредитных организациях». Как только это действие будет выполнено, нужно перейти в раздел «Справочник кредитных организаций». После перехода вам нужно будет ввести в быстрый поиск название банка-гаранта и перейти по указанной ссылке на страницу этого банка. Затем вы должны найти раздел «Данные листа выставления счетов», используя учетную запись бухгалтерской книги. Затем вам нужно будет выбрать дату, которая будет последней отчетной датой. И нажмите на строку «Гарантии и облигации выпущенные». Стоит помнить, что сумма не может быть больше указанной в гарантии. Если эта сумма еще больше, то можно предположить, что этот документ поддельный и не был получен в банке. Подробнее о том, какие требования к банковской гарантии, смотрите в этой статье. 2. Проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий Помните, что после начала 1 июля 2018 года невозможно найти банковские гарантии в открытом доступе в ОВОС. Эта запись продолжает существовать, но доступ к просмотру имеют только две стороны: банк и клиент. До новости, перед подписанием контракта, можно было проверить в ОВОС наличие гарантии, которая была получена в реестре. Это было необходимо для того, чтобы не возникла ситуация, при которой клиент может заявить, что он является уклонистом в соответствии с пунктом 16 статьи 83 под цифрой 44 Федерального закона. В настоящее время поставщик больше не может выполнять эту проверку подлинности банковской гарантии, ранее полученный от банка. Теперь узнать подлинность гарантии можно будет после отказа заказчика от заключения договора. Не знаете, как правильно проверить банковскую гарантию по 44 ФЗ?
Проверить банковскую гарантию
Содержание 1. Проверить банковскую гарантию по 44 ФЗ 2. Проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий 3. Где проверить банковскую гарантию 4. Видео инструкция где проверить банковскую гарантию 1. Проверить банковскую гарантию по 44 ФЗ в статье 368 ГК РФ. Этот документ должен быть оформлен в виде официального бланка, в нем должны быть указаны: место и время выдачи; сведения о принципале, бенефициаре и поручителе; Должны быть указаны обстоятельства, в этом случае потребуется уплата суммы гарантии. Проверить банковскую гарантию можно с помощью ЦБ России, для этого нужно знать номер счета, но при условии, что она не выдана для госзакупок. Для проверки банковской гарантии, Вы можете зайти на сайт Банка России и перейти в раздел «Сведения о кредитных организациях». Как только это действие будет выполнено, нужно перейти в раздел «Справочник кредитных организаций». После перехода вам нужно будет ввести в быстрый поиск название банка-гаранта и перейти по указанной ссылке на страницу этого банка. Затем вы должны найти раздел «Данные листа выставления счетов», используя учетную запись бухгалтерской книги. Затем вам нужно будет выбрать дату, которая будет последней отчетной датой. И нажмите на строку «Гарантии и облигации выпущенные». Стоит помнить, что сумма не может быть больше указанной в гарантии. Если эта сумма еще больше, то можно предположить, что этот документ поддельный и не был получен в банке. Подробнее о том, какие требования к банковской гарантии, смотрите в этой статье. 2. Проверить банковскую гарантию в реестре банковских гарантий Помните, что после начала 1 июля 2018 года невозможно найти банковские гарантии в открытом доступе в ОВОС. Эта запись продолжает существовать, но доступ к просмотру имеют только две стороны: банк и клиент. До новости, перед подписанием контракта, можно было проверить в ОВОС наличие гарантии, которая была получена в реестре. Это было необходимо для того, чтобы не возникла ситуация, при которой клиент может заявить, что он является уклонистом в соответствии с пунктом 16 статьи 83 под цифрой 44 Федерального закона. В настоящее время поставщик больше не может выполнять эту проверку подлинности банковской гарантии, ранее полученный от банка. Теперь узнать подлинность гарантии можно будет после отказа заказчика от заключения договора. Не знаете, как правильно проверить банковскую гарантию по 44 ФЗ?
Оставьте заявку на нашем сайте и наши специалисты вам перезвонят!
Запросите бесплатную консультацию 3. Где проверить банковскую гарантию Чтобы избежать рисков, вам необходимо сделать следующее: Прежде всего, прежде чем начать сотрудничество с банком, вы должны проверить, числится ли он в списке Минфина. Это необходимо в связи с тем, что произошли изменения в требованиях к банку, имеющему право выдавать банковские гарантии на основании новых правил статьи 45 под номером 44 Федерального закона, которые установлены РФ ПП РФ от 12 апреля 2018 г под № 440. Также потребуется проверка банковской гарантии до оплаты комиссии по реквизитам и понятиям, указанным в статье 45 под № 44 ФЗ. Проверьте детали соглашения о банковской гарантии, чтобы проверить банк и его реквизиты. Следующий, Вы должны запросить выписку из реестра банковских гарантий в Казначействе. В результате вы должны получить подтверждение или опровержение наличия банковской гарантии в реестре. В зависимости от вступивших в силу изменений реестр банковских гарантий может быть доступен банку и клиенту. Банк может отправить им выписку из банковской гарантии, депонированной в реестре. Отправка в течение 1 дня. Выписка представляет собой распечатанную копию, которая взята с сайта государственных закупок и не имеет юридической силы. То есть на нем нет печати и подписи. Из-за этого может возникнуть риск фальсификации заявлений мошенниками. Чтобы обезопасить себя от возникновения таких случаев, нужно выбирать надежный банк и следовать спискам Минфина. Наличие обязательства своевременно включить гарантию в реестр банковских гарантий, несет банк-гарант, на которого возложена ответственность за внесение данного документа. Необходимо уделить пристальное внимание проверке документации клиента и согласованию банковской гарантии с клиентом. В связи с тем, что нет регламентированной формы банковской гарантии по 44 ФЗ, а так как клиент понимает эти требования по сравнению с банком-гарантом. В соответствии с этим обязательно согласование текста гарантии с самим клиентом, а это, в свою очередь, увеличивает возможность принятия документа при его подписании. За регистрационным номером гнаться не стоит, банковскую гарантию нужно получать только в надежных банках. Наш центр» помогает получить банковскую гарантию на исполнение договора по 44 и 223 ФЗ. Мы сотрудничаем только с проверенными банками. 4
Для гарантированного результата в тендерных закупках вы можете обратиться за консультацией к специалистам Центра поддержки предпринимательства. Если ваша организация относится к небольшим компаниям, вы можете получить ряд преимуществ: авансовые платежи по госконтрактам, короткие сроки ликвидации, прямые договоры и субподряды без проведения торгов. Заполните заявку и работайте только на выгодных контрактах с минимальной конкуренцией!
Важный момент: без предоставления оригиналов документов эта БГ вам никогда не будет доставлена. Копии документов необходимы только для принятия решения о выдаче и оформлении БГ, но не для ее выдачи.
5. Часто задаваемые вопросы
Вопрос № 1 — Должен ли Клиент проверять GS, доставленный участником?
Ответ: В 44-ФЗ нет прямой обязанности Клиента проверять подлинность банковской гарантии. Однако Клиент должен принять БГ участника, либо отказаться от принятия такой гарантии по причинам, указанным в части 6 статьи 45 44-ФЗ. Таким образом, Клиент должен убедиться, что БГ соблюдает свои условия, содержащиеся в извещении (договорном документе, проекте договора), ч. 2, 3 ст. 45 44-ФЗ, а также за его наличие в реестре БГ.
Вопрос №2 — Что делать, если отозвана лицензия у банка, выдавшего банковскую гарантию?
Ответ: Это не означает, что выданная БГ автоматически аннулируется. Однако для Клиента такая гарантия ничего не стоит, так как в случае необходимости Клиент не сможет ею воспользоваться.
Вопрос №3 — Какие банки выдают некачественные банковские гарантии?
Ответ: Выявить банки, выдающие некачественный залог, достаточно просто. Для этого вам нужно:
- Зайти на главную страницу официального сайта ТУИ (www. zakupki. gov. ru), в левом вертикальном меню выбрать раздел «Приобретения» и в выпадающем меню выбрать пункт «Оформление банковских гарантий”.
- Затем в открывшемся реестре нажать на гиперссылку «Уточнить параметры поиска и выбрать «Статус банковской гарантии» — Отказано в акцепте. Кроме того, можно установить дату размещения БГ в реестре через 2-3 месяца после дату проверки, затем нажмите кнопку «Уточнить результаты”.
- Кроме того, в результатах выдачи мы отмечаем банки, чьи гарантии не были приняты Клиентами.
- Вы также можете перейти по ссылке «Документы» и посмотреть, почему не приняли ту или иную гарантию.
Если в гарантиях банка, где вы планируете получить БГ, часто отказывают, то обращаться за гарантией в такой банк не стоит.
Вопрос №4 — Может ли участник, предоставивший ложный GS, избежать внесения информации о себе в RNP?
Ответ: Да, внесение информации в РНП может быть предотвращено, если участнику удастся доказать свою невиновность. Если вам выдали ложную гарантию брокером или банком, вы должны обратиться с заявлением в полицию и предоставить копию заявления на заседании ФАС.
Вопрос №5: Как проверить брокера, оказывающего услуги по выдаче БГ?
Ответ: Во-первых, нужно проверить, есть ли агентский договор между брокером и банком. Во-вторых, посмотрите, есть ли у этого брокера веб-сайт и контактная информация. В-третьих, вы можете позвонить в банк и уточнить, работаете ли вы с таким брокером или нет. В-четвертых, оплата комиссии за выдачу БГ должна быть перечислена на счет в банке, а не брокеру.
1. Проверить, входит ли банк в специальный список Минфина.
Что такое реестр банковских гарантий
Выданные банковские гарантии содержатся в реестре, который опубликован на сайте ЕИС. В него должны быть включены банковские гарантии, которые были выданы в рамках сделки по 44-ФЗ. Гарантии, выданные в соответствии с Законом № 223-ФЗ, вносятся в реестр по заявлению клиента.
До 1 июля 2018 года реестр выданных банковских гарантий был доступен для общественности. То есть и клиент, и поставщик могли проверить его подлинность. Но с указанной даты запись ведется в закрытом виде. Его могут видеть только банки и клиенты.
Сегодня провайдеры не могут проверить подлинность банковской гарантии через EIA. Этим пользуются недобросовестные агенты. Поддельные банковские гарантии также выдаются на фирменных бланках с подписью и печатью. Однако выплаты по ним невозможны в принципе. А поставщик узнает только тогда, когда заказчик отказывается от заключения договора.
Раньше сложностей с проверкой БГ не возникало — соответствующая информация размещалась в специальном реестре на сайте ЕИС (госзакупки размещаются на этом ресурсе). С лета 2018 года все изменилось: с 1 июля реестр больше не хранится в открытом доступе. Теперь доступ к информации есть только у банка и клиента (чтобы клиент мог обезопасить себя от «серых» БГ, которые по внешнему виду ничем не отличаются от подлинных).
Что такое банковская гарантия?
Банковская гарантия – это банковское подтверждение финансовой состоятельности лица, являющегося стороной сделки. По сути, BG представляет собой письменное обещание кредитной организации заплатить по контракту или кредиту третьей стороне, если она не выполнит свои обязательства. Этот способ обеспечения исполнения обязательств не является бесплатным: банк получает вознаграждение за выдачу БГ. К преимуществам гарантии относятся:
Очень часто гарантии встречаются в сфере государственных закупок. При этом, чтобы БГ была принята клиентом, она должна соответствовать ряду требований. И, конечно же, все подлинные БГ должны быть внесены в реестр банковских гарантий. Подделка гарантии преследуется по закону, а в случае установления ее недействительности, с большой долей вероятности, уполномоченными органами будет возбуждено уголовное дело в соответствии со ст. 159 УК РФ.
Среди наиболее распространенных проблем, с которыми могут столкнуться все стороны, — получение БГ от банка, не имеющего полномочий на предоставление таких гарантий, и получение БГ с нарушением стандартов ЦБ.
Кроме того, есть еще одна часто встречающаяся схема мошенничества – это получение БГ от несуществующего банковского учреждения. Мошенники часто создают организации, схожие по названию и фирменному стилю с известными банками. Поэтому следует очень внимательно изучить все документы.
Для оформления гарантии зачастую выгоднее обратиться в банк, в котором вы получаете постоянное обслуживание. Во-первых, у вас уже есть представление об обороте ваших счетов. Во-вторых, также будет легче проверить выписки по вашему счету. Не исключено, что этот вариант может быть дешевле и быстрее других.
Какие банки имеют право оформлять гарантии
Перечень банков, имеющих право предоставления банковской гарантии, примерно раз в месяц публикуется (возможны изменения) на официальном сайте Минфина России. Министерство ведет тщательный учет кредитных организаций, поскольку они должны соответствовать особым требованиям.
Перед выдачей банковской гарантии необходимо проверить, есть ли выбранный банк в актуальном списке. В 2022 году в реестр вошли 185 финансовых организаций, в том числе Сбербанк, Тинькофф Банк, Точка, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, Модульбанк, ВТБ, Совкомбанк.
Такая же процедура применяется, когда банк перестает соответствовать утвержденным правилам и должен быть исключен из списка.
Какие документы обычно запрашивает банк?
Абсолютно все банки требуют от заявителя предоставить бухгалтерскую и юридическую документацию: бухгалтерскую отчетность (или книгу доходов и расходов) за последний год и полные кварталы текущего года, учредительные документы и заявление о выдаче БГ.
Клиент рассматривает БГ в течение 3-х рабочих дней с момента получения и принимает соответствующее решение. Если клиент не принимает документ, то в течение этих 3-х дней он обязан ответить победителю торгов и объяснить, почему он не принял гарантию в качестве обеспечительной меры.
Большинство банков принимают оплату BG исключительно с банковского счета компании, выдавшей гарантию. Если счет компании заблокирован на момент выдачи гарантии или по какой-либо другой причине невозможно произвести оплату с вашего счета, вам следует найти банк, который может принимать платежи от третьих лиц или предлагает альтернативные варианты оплаты.
Нет возможности оформить банковскую гарантию в регламентированный срок
Согласно 44-ФЗ, заказчик в течение 5 дней после публикации итогового протокола на сайте должен отправить проект договора победителю аукциона на подпись, а победитель должен подписать его в течение 5 дней после получения. Рассмотрение запросов БГ в банке теперь занимает 1 рабочий день. Для крупных гарантий (от 10 млн в данном случае) срок рассмотрения заявки на БГ может быть увеличен до 3-х дней. Есть законный способ «отсрочить» срок подписания договора: можно подать протокол разногласий к договору. Протокол о несоответствии может быть представлен не позднее 13 дней после опубликования итогового протокола, то есть с помощью протоколов о несогласии можно значительно продлить срок подписания договора.
Также можно узнать непосредственно у заказчика, все ли в порядке с банковской гарантией.
Как получить гарантию в электронном виде
- если это первое участие в госзакупках.
- Ознакомиться с документацией по приобретению; может содержать индивидуальные требования заказчика к банковской гарантии (ее содержание).
- Определите, какие банки в настоящее время уполномочены выдавать банковские гарантии для государственных закупок и, что более важно, могут делать это в электронном виде. Не все банки из списка Минфина работают с электронными гарантиями, этот момент нужно учитывать.
- Выбирайте банк, отвечающий всем условиям.
- Зарегистрируйтесь на сайте (в веб-приложении) банка, если вы не являетесь клиентом этого банка и не имеете подключенного к нему интернет-банка.
- Ознакомьтесь с порядком (порядком) оформления и выдачи электронных банковских гарантий.
- Выбирайте нужный товар, исходя из того, что именно должна обеспечить гарантия (участие в закупке, выполнение обязательств по договору, возврат предоплаты, выполнение обязательств по гарантии).
- Подготовьте и подайте онлайн-заявку.
- Получить предложение банка о выдаче гарантии (условия гарантии, порядок, перечень документов).
- Предоставить в банк запрашиваемые документы в электронном виде, подписав их УКЭП.
- Подпишите договор, оплатите комиссию и получите электронную гарантию, документ подписан УКЭП.
- Получите бумажную копию гарантии на бланке банка. Некоторые банки отправляют документ автоматически заказным письмом, экспресс-доставкой, курьером и т д., а некоторые выдают банковскую гарантию клиенту только по запросу.
Если банк одобрит заявку и не будет замечаний по документам, процесс получения электронной гарантии займет примерно 2-3 дня.
Вышеперечисленные действия вы можете выполнить самостоятельно или воспользоваться услугами агентов (брокеров). Это брокеры, которые работают со многими банками одновременно и за определенную плату за свои услуги сделают большую часть работы за вас.
Агенты помогут выбрать банк с наиболее выгодными условиями из списка банков, с которыми они сотрудничают. Они подготовят онлайн-заявку и отправят ее сразу в несколько банков, чтобы у клиента была возможность выбрать для себя лучшее предложение. Оформить банковскую гарантию через агентов действительно удобно, но сначала нужно выбрать надежного агента, а в конце оплатить услуги.
Есть еще вариант: получить электронную банковскую гарантию с помощью ЭТП, где совершается покупка. ETP работают по тем же принципам, что и брокеры. И удобство здесь заключается только в том, что все можно решить в рамках одной рабочей платформы.
В спорной правовой ситуации риски предоставления неадекватной гарантии лежат на компании.
Последствия проверки заказчиком Вашей банковской гарантии по 44-ФЗ
Предложение госзаказчику лучших условий для исполнения контракта вовсе не означает, что госконтракт будет заключен.
Во исполнение части 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон в договорной системе) в течение пяти дней с момента размещения в единой информационной системе, указанной в ч. 8 ст. 69 Закона о системе договорного протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект договора, который оформляется в том числе в прилагаемом проекте договора к документации о закупке или извещение, цена договора, предложенная участником договора, с которым заключается договор.
Согласно п. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней со дня размещения заказчиком в единой информационной системе проекта договора победитель электронной процедуры подписывает проект указанного договора с усиленным электронной подписи, разместить подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление гарантии исполнения, на электронной площадке договора, если это требование установлено в объявлении и (или) документации о закупке, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о договорном режиме.
На основании части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе договор заключается после предоставления участником договора, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Закона о договорном режиме исполнение договора может быть обеспечено, в частности, путем оформления банковской гарантии, выданной банком, и выполнения требований статьи 45 Закона в системе договора, при этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.
Пункт 2 статьи 45 Закона о договорном режиме устанавливает перечень сведений, которые должна содержать банковская гарантия.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контактной системе, если участник договора, с которым заключается договор, не предоставляет гарантии исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, такой участник считается уклонившимся от исполнения договора заключение договора.
В частности, в Письме Минфина России от 19 мая 2015 г. N 07-04-05/09-319 «О направлении обзора решений контролирующих органов в сфере размещения заказов» говорится, что во исполнение части 6 статьи 45 Федеральным законом N 44-ФЗ, основанием для отказа в принятии банковской гарантии клиенту является:
- Отсутствие сведений о банковской гарантии в реестрах банковских гарантий, предусмотренных настоящей статьей;
- Нарушение банковской гарантии с условиями, указанными в частях 2 и 3 настоящей статьи;
- Несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении о закупке, приглашении к участию в выборе поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте договора, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Приведенный перечень причин является исчерпывающим, в связи с чем отказ клиента от принятия банковской гарантии в связи с ее несоответствием форме (образцу), установленной в договорной документации, является причиной, не предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ для непринятие банковской гарантии и может быть признано нарушением законодательства о контрактной системе в сфере заключения договоров (постановление ФАС от 28 января 2015 г по делу К-67/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о системе набора персонала в сфере подбора персонала).
Рассмотрим несколько позиций Верховного суда РФ
Привлечение к делу банка, выдавшего банковскую гарантию, невозможно, поскольку данный судебный акт не затрагивает права и законные интересы такого лица. (Постановление Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г. N 307-ЭС15-13753 по делу N А56-69628/2014)
В связи с уклонением общества от заключения государственного контракта оснований для возврата денежных средств по п. 1 ч. 13 ст. 44 ФЗ № 44 нет.
При этом Верховный суд далее отметил, что ссылка истца на необоснованное неучастие в деле открытого акционерного общества «Юнайтед Кредит Банк», выдавшего банковскую гарантию, отклонена, поскольку данный судебный акт не затрагивает права и законные интересы этого лица.
Клиент отказался от заключения договора с компанией в связи с несоответствием банковской гарантии требованиям пункта 1 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, о чем составлен протокол об отказе в заключении договора договора от 25.11.2014, а информация о компании передана в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения данного обращения комиссией антимонопольного органа по контролю за закупками было принято спорное решение о включении сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 292 «Об утверждении Положения об учете недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, языковым, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков», суды признали обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что компания, направив документ в обеспечение исполнения договора в виде банковской гарантии, которая фактически не была выдана или выдана банком, своими действиями исключил возможность заключения договора по результатам открытого аукциона, проведенного в электронной форме, то есть уклонился от его совершения. С учетом изложенного суды пришли к выводу, что признание ничтожности не имело места оспариваемого решения антимонопольного органа.
Отвергая доводы истца, суды указали, что компания имела объективную возможность проверить наличие гарантии в реестре путем ее получения от небанковской организации, а также имела возможность выдать банковскую гарантию по договоренности непосредственно с Банк.
В спорной правовой ситуации риски предоставления неадекватной гарантии лежат на компании.
Гарантия исполнения договора, уменьшенная на сумму исполненных по договору обязательств, взамен ранее предоставленной гарантии исполнения договора (Решение Верховного Суда РФ от 25 июля 2016 г. N 307- КГ16-8505 в деле № А56-25036/2015).
Комитет по Приказу Государства Санкт-Петербург обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2015 года, определение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.04.2016 по делу № А56-25036/2015, которым удовлетворено ходатайство общества с ограниченной ответственностью в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решение о нарушении законодательства о закупках.
Суды установили, что на официальном сайте Российской Федерации было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на право заключения договора для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга. Уполномоченный орган — Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, заказчик — Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
По итогам подведения итогов аукциона предприятие признано победителем.
Протоколом аукционной комиссии о признании участника договора уклонившимся от заключения государственного контракта признано, что банковская гарантия не соответствует требованиям документации, и признано, что заявитель уклонился от заключения договора.
Считая, что ее права были нарушены, компания обратилась с жалобой в антимонопольный орган на действия аукционной комиссии, которая выразилась в признании ее уклончивой от исполнения договора, поскольку контрагент не предоставил гарантии исполнение договора в срок, установленный для заключения договора.
Решением руководства жалоба компании признана необоснованной.
Отказавшись от выполнения установленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что клиент не нарушал законодательство о приобретении в ходе аукциона.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что срок действия банковской гарантии, предоставленной заявителем, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере приобретения товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и документации по торгам при условии, что срок действия договора не превышает одного месяца.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в соответствии с правилами статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание судебными актами по делу N А56-19598/2015, сделан вывод о том, что банковская гарантия, предоставленная заявителем, покрывает обязательства подрядчика по заключенному договору.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик в извещении о закупке, документации о закупке, проекте договора, приглашении к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме закрытой должен установить требование гарантировать исполнение договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Исполнение договора может быть обеспечено оформлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, либо зачислением денежных средств на указанный клиентом счет, на котором в в соответствии с законодательством РФ операции с денежными средствами, полученными клиентом, фиксируются. Способ обеспечения исполнения договора определяется участником договора, с которым заключается договор, самостоятельно. Срок банковской гарантии должен превышать срок договора не менее чем на один месяц (ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе).
Установив, что все обязательства по договору должны быть выполнены до 31.12.2015, банковская гарантия выдается сроком действия до 31.01.2016, при этом в п. 8.3.8 аукционной документации указано, что в период исполнения договора, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику гарантию исполнения договора, уменьшенную на сумму исполненных по договору обязательств, взамен ранее предоставленной гарантии исполнения договора, Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования общества, признав недействительным оспариваемое управленческое решение.
Районный арбитражный суд согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Клиент, получив банковскую гарантию от компании по электронной почте, лично не принимал никакого решения в отношении этой гарантии, равно как и об отказе от ее принятия. (Постановление Верховного Суда РФ от 15 августа 2016 г. N 303-ЭС16-6907 по делу N А59-2804/2015)
По итогам подведения итогов электронного аукциона, оформленного протоколом, компания (поставщик) признана победителем).
В дальнейшем клиент разместил проект договора на электронной площадке без подписи клиента; победитель опубликовал протокол разногласий; заказчик опубликовал проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа от учета полностью или частично замечаний победителя, содержащихся в протоколе разногласий; Компания прислала проект договора и акт исполнения договора.
Регламентированный срок подписания проекта договора на электронной площадке определялся победителем по местному времени, заказчиком — одновременно.
По решению комиссии клиента компания отказала в принятии банковской гарантии, в связи с несоблюдением требований пункта 7 части 2 статьи 45, части 8.2 статьи 45 Федерального закона от 04.05.2013 N № 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Настоящее решение направляется на электронную площадку и на электронную почту заказчика в тот же день.
Компания направила руководству банковскую гарантию с сопроводительным письмом, в котором указывалось, что гарантия включена в реестр банковских гарантий, публикуемый в единой информационной системе www. zakupki. gov. ru.
Письмом, направленным руководству, банк просил разрешить принять банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения договора в связи с тем, что путем размещения банковской гарантии в реестре банковских гарантий на официальном сайте www. zakupki. gov. ru, в дизайне допущена техническая ошибка.
Общество признано протоколом уклонившимся от заключения договора на основании части 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, поскольку не разместило банковскую гарантию или платежное поручение, предоставленные в качестве гарантии исполнения договора договора на электронной площадке roseltorg. ru, то есть не соответствовал требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 70 и частью 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
Ссылаясь на неправомерность действий руководства, компания обратилась с этим иском в суд.
Удовлетворяя требования общества в части признания незаконным решения руководства о признании общества уклоняющимся от исполнения договора, суд первой инстанции исходил из того, что банковская гарантия соответствовала требованиям статьи 45 ГК РФ. Закон N 44-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2013 N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для для государственных и муниципальных нужд», однако заказчик, получив банковскую гарантию от компании по электронной почте и лично, не принял никакого решения относительно данной гарантии, равно как и отказа от ее принятия.
Районный суд оставил в силе выводы суда первой инстанции, отклонив ссылку руководства на то, что компания направила измененную банковскую гарантию после истечения срока подписания проекта поставщиком, на основании неправильного толкования положений Закона № 44-ФЗ.
Администрация обратилась в Верховный суд РФ. В своей жалобе Департамент указывает, что Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность для победителя торгов направить клиенту банковскую гарантию по электронной почте, факсу или курьером. Обмен информацией между участником электронного аукциона и клиентом должен осуществляться только через электронную площадку в виде электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени участника указанного аукциона.
Верховный суд своим постановлением передал дело в Судебную коллегию по экономическим спорам.
По результатам рассмотрения жалобы Управления Верховным Судом вынесено Решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2016 г по делу № если участник договора, с которым заключается договор, не предоставляет обеспечение исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, считается, что указанный участник уклонился от заключения договора.
Толкование положений данной нормы обществом и районным судом с учетом буквального содержания части 8 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, согласно которой договор считается заключенным с момента, в котором договор, подписанный клиентом, публикуется в единой информационной системе, что свидетельствует о праве участника предоставить обеспечение исполнения договора до истечения срока, назначенного клиенту, что срок заключения договора является ошибочным.
Статья 70 Закона N 44-ФЗ регулирует последовательность действий заказчика и победителя торгов при заключении договора и время его завершения.
Время, отведенное клиенту на совершение действий, предусмотренных частью 7 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, не может быть использовано участником электронного аукциона для удаления, по истечении срока, установленного частью 6 статьи 70 Закона. № 44-ФЗ, недостатки, которые он сам допустил, разместив в единой информационной системе проект договора и документ, обеспечивающий его исполнение. Все остальное противоречит смыслу и цели электронной коммерции
В результате требования общества были отклонены.
Отсутствие полномочий антимонопольного органа по рассмотрению жалобы на нарушение, выразившееся в заключении договора с победителем конкурса при отсутствии банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора в реестре банковских гарантий.
(Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 305-КГ16-15126 по делу N А40-201720/2015)
Оспариваемым решением антимонопольный орган установил нарушение компанией требований статьи 45 части 6 пункта 1 статьи 54 части 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», выраженное в заключении договора с победителем конкурса при отсутствии банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения договора в реестре банка гарантии.
При подаче заявления в Верховный Суд РФ заявитель отмечает, что жалоба общества не соответствует требованиям пункта 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, поскольку не содержала указания на заявленные действия (бездействие) клиента, что является основанием для возврата антимонопольным органом настоящей жалобы в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 105 Закона о системе закупок.
После оценки представленных в деле доказательств, в том числе жалобы компании, руководствуясь положениями главы 6 Закона о договорном режиме, Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, закупочной комиссии, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного администратора, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или исполнителей) для государственных и муниципальных нужд, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14,суды не установили в жалобе нарушения компанией части 8 статьи 105 Закона о системных договорах.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции ФАС России как орган, уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о договорной системе в сфере закупок на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о системе закупок вправе осуществлять внеплановую проверку на основании любой полученной информации о нарушении указанного законодательства, на основании по результатам которого принимается соответствующее решение.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России была проведена внеплановая проверка в связи с получением сведений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере найма.
Таким образом, вопреки доводам иска, при принятии оспариваемого решения комиссия ФАС России выполняла возложенные на нее функции и осуществляла возложенные законодательством полномочия по контролю за заключением договоров в рамках своей компетенции и в порядке, установленном порядком.
Отказ антимонопольного органа во включении управления в реестр недобросовестных поставщиков учитывает конкретные обстоятельства заключения договора и не исключает правомерности решения клиента о признании управления уклоняющимся от его заключения. (Постановление Верховного Суда РФ от 25.11.2016 N 303-ЭС16-15275 по делу N А51-25748/2015)
Иск — о признании победителем — акционерного общества уклоняющимся от заключения договора с участием акционерного общества «. компания» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в качестве третьих лиц не заявлять самостоятельные требования относительно предмета спора,
Решением Арбитражного суда Приморского края в удовлетворении иска отказано.
Пятый арбитражный апелляционный суд своим решением отменил решение, признал незаконным решение государственного заказчика — Департамента дорожного хозяйства, оформленное в протоколе, признав победителем — акционерное общество «..компания» как обход заключения договора.
Арбитражный суд Дальневосточного округа решением от 29 августа 2016 года отменил решение Пятого арбитражного апелляционного суда, оставив решение в силе.
Судами установлено, что, являясь победителем аукциона в электронной форме, ведомство во исполнение Федерального закона от 04.05.2013 N 44-ФЗ «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуги для государственных и муниципальных нужд», представил банковскую гарантию.
Комиссия клиента установила, что указанная банковская гарантия не соответствует требованиям пункта 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, и отказала в ее принятии, признав акционерное общество уклонившимся от заключения договора на основании пункт 5 статьи 96 указанного Закона.
Оценив обстоятельства заключения договора на соответствие Закону о контрактной системе, суды признали правомерность решения заказчика.
Отказ антимонопольного органа во включении управления в реестр недобросовестных поставщиков, на который ссылается заявитель, учитывает конкретные обстоятельства заключения договора и не исключает правомерности решения клиента о признании управления недобросовестными поставщиками уклонился от его заключения.
Ответственность гаранта перед бенефициаром, предусмотренная гарантией, ограничивается суммой, на которую выдается данная гарантия, и уменьшается по мере исполнения принципалом своих обязательств по договору и/или исполнения гарантом своих обязательств по договору банковской гарантии. (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2017 N 305-КГ17-6467 по делу N А40-119107/2016)
Компания обратилась в арбитражный суд с иском о признании незаконными действий агентства, выразившихся в решении об отказе от заключения государственного контракта с победителем аукциона, и об отмене этого решения; возмещения агентом убытков в размере 1 287 075 руб., упущенной выгоды в размере 1 255 172 руб. 13 крон
Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» и Федеральная антимонопольная служба участвуют в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора.
Решением Арбитражного суда города Москвы в иске отказано.
Решением Девятого арбитражного апелляционного суда в неизменном виде решением Арбитражного суда Московского округа решение суда первой инстанции от 15.08.2016 отменено. Решение комиссии агентства об отказе в заключении государственного контракта с победителем аукциона (компанией) признано незаконным, с агентства взыскана задолженность в пользу компании 1 287 075 руб.; в остальных исках было отказано.
В соответствии с протоколом об отказе от заключения договора признано, что компания уклонилась от заключения государственного контракта в связи с тем, что в установленный срок победитель аукциона не предоставил соответствующие требования Федерального Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О договорной системе в части закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», гарантирующий исполнение договора.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий ответчика по отказу от принятия банковской гарантии, предоставленной истцом.
Суд апелляционной инстанции оценил представленные в деле доказательства, проанализировал условия банковской гарантии, установил, что ее условия соответствуют требованиям действующего законодательства, и пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и частичного удовлетворения утверждает компания.
Районный суд согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Банковская гарантия содержит условие о том, что бенефициар имеет бесспорное право списать денежные средства со счета гаранта, если гарант не удовлетворит требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное досрочно, в течение не более чем 5 (пять) рабочих дней Банковская гарантия.
Это условие содержится и в документации электронного аукциона (п. 23.7.3), что не противоречит п. 3 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
В то же время вывод агентства о том, что условия банковской гарантии о том, что гарант получил требование от бенефициара до истечения срока действия гарантии, не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, не следует из содержания п. 3 статьи 45 настоящего Закона и пункта 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации, на что правильно указывает апелляционная инстанция.
Аргумент агентства о том, что банковская гарантия содержит пункт, ограничивающий ответственность гаранта, отвергается.
Согласно пункту 4 банковской гарантии ответственность гаранта перед предполагаемым бенефициаром гарантии ограничивается суммой, на которую выдается данная гарантия, и уменьшается по мере исполнения принципалом своих обязательств по договору и/или исполнения гарантом своих обязательств под банковскую гарантию.
Остальные условия банковской гарантии, с которыми агентство не согласилось (срок, с которого гарант обязан уплатить штраф; требование представить «адекватный» расчет суммы) были проанализированы судом в в совокупности с иными условиями договора и банковской гарантии, положения пункта 3 части 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, пункта 2 статьи 375 Гражданского кодекса Российской Федерации и признано соблюдающим с законом
Для надлежащего выполнения требований Закона о договорном режиме победителю аукциона достаточно выполнить одно из условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 настоящего Закона: предоставить заказчику гарантию выполнения договора или сведения, подтверждающие добросовестность победителя аукциона. (Постановление Верховного Суда РФ от 4 декабря 2017 г. N 307-КГ17-17789 по делу N А56-55819/2016)
Компания обратилась в антимонопольный орган с жалобой на действия Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Мостотрест» по отказу в заключении договора в связи с несоответствием банковской гарантии, предоставленной победителем аукциона, требованиям п. 3 части II информационной карты аукциона в разделе «Заключение договора» и условия пункта 7 части 2 статьи 45 Федерального закона от 04.05.2013 N 44-ФЗ «О системе заключения договоров на приобретение товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением антимонопольного органа жалоба компании признана необоснованной.
Признав решение руководства законным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что банковская гарантия, предоставленная заявителем в качестве обеспечения договора, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых в целях Федерального закона «О системе договоров в сфере приобретения товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в отношении которого заказчик правомерно признал компанию как уклонение от заключения договора.
При отмене судебных актов районный суд исходил из того, что для надлежащего выполнения требований Закона о контрактной системе достаточно выполнения победителем аукциона одного из условий, указанных в части 2 статьи 37 настоящего Закона: предоставить клиенту гарантию исполнения договора или сведения, подтверждающие добросовестность победителя аукциона.
Учитывая, что компания выполнила требования данной нормы права и разместила проект подписанного договора в системе в указанный срок и помимо банковской гарантии предоставила сведения, подтверждающие ее добросовестность на дату подачи заявки, Районный суд признал факт уклонения победителя аукциона от заключения договора недоказанным.
Закон возлагает на исполнителя государственного контракта обязанность предоставить банковскую гарантию, соответствующую его требованиям. (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 12 января 2018 г. N 305-ЭС17-20290 по делу N А40-218083/2016)
Компания обратилась с иском в арбитражный суд, ссылаясь на признание истца уклончивым от заключения договора по результатам электронного аукциона в связи с несоответствием банковской гарантии, выданной банком, условиям настоящего аукциона и его несоответствие, в частности, положениям Федерального закона от 04.05.2013 N 44-ФЗ «О системе закупок в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения муниципальных государственных нужд».
Оценив представленные в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о необоснованности установленных требований, основанных на о том, что решение об участии в аукционе (государственном оборонном заказе) и предъявление соответствующего требования налагают на участника предусмотренный Законом риск наступления для него неблагоприятных последствий в случае совершения им действий (бездействия) противоречащие требованиям настоящего Закона, в том числе влекущие за собой невозможность заключения договора с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
Суды указывали, что именно субъект не принял всех возможных и зависимых мер по соблюдению норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок заключения государственного контраста, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при исполнении его род занятий. При этом указано, что убедительных доводов и неопровержимых доказательств невозможности соблюдения истцом положений действующего законодательства по независящим от компании причинам не представлено.
Условие банковской гарантии о необходимости представления копии договора не влечет за собой признания этой банковской гарантии недействительной. (Постановление Верховного Суда РФ от 25 июля 2018 г. N 308-КГ18-10442 по делу N А53-25582/2017)
По результатам электронного аукциона между учреждением и компанией заключен государственный контракт на строительство объекта капитального строительства.
При подаче данного иска антимонопольный орган сослался на существенные нарушения, допущенные при исполнении договора, в связи с представлением победителем аукциона банковской гарантии, не соответствующей требованиям законодательства и документации аукциона. В частности, в текст документа включено требование предоставить копию государственного контракта, что, по мнению ведомства, противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в в сфере приобретения товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При отказе в удовлетворении вышеуказанного иска суды руководствовались положениями ст. 34, 45, 95 Закона о контрактной системе и пришли к выводу, что условие банковской гарантии о необходимости предоставления копии договора не влечет недействительности эта банковская гарантия.
Исходя из вышеизложенного, всем исполнителям договора важно внимательно изучить договорную документацию, ее требования и согласовать банковскую гарантию с банком на основании таких требований и 44-ФЗ.
При выдаче электронной банковской гарантии на государственные закупки банк загружает ее в реестр гарантий. Это имеет ограничение по времени в один день.
Как проверить в реестре гарантий
Информация обо всех гарантиях государственных закупок заносится в специальный реестр. Реестр банковских гарантий представляет собой электронную базу данных, содержащую информацию о гарантиях, выданных участникам государственных закупок.
Если банк не внесет информацию о предмете залога в реестр, клиент откажется принять его в качестве залога.
До 1 июля 2018 года реестр залогов находился в открытом доступе на сайте государственных закупок. Участники закупки могли проверить, внесена ли гарантия в реестр. Теперь доступ к реестру имеют только банк и клиент-бенефициар.
Подтверждением того, что поручительство внесено в реестр, является выписка из него. Банк обязан предоставить такую справку участнику, принципалу в течение одного рабочего дня после включения сведений в реестр.
Банковские гарантии по налогам и таможне не зарегистрированы. Поэтому подтверждение принятия гарантий следует запрашивать у этих ведомств.
При необходимости получения и применения сведений о банковских гарантиях, включенных в РБГ, загруженных в каталог с ограниченным доступом, банковскими информационными системами, интегрированными с ЕИС, рекомендуется проверять доступ к каталогу, указанному указанными банковскими системами по продвинутому.
Как проверить банковскую гарантию с 01.07.2018?
Ответ: В связи с вступившими в силу с 1 июля 2018 года изменениями в часть 8.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ сведения о банковских гарантиях, предоставленных в обеспечение заявок и исполнения договоров, не подлежат опубликованию на официальный сайт ЕИС (в открытой части ЕИС).
В связи с этим, с 01.07.2018 информация о банковских гарантиях, формируемых на лицевых счетах (далее — ЛК) Банков и ЛК Клиентов, будет опубликована в РБГ, но не будет отображаться на официальном сайте ЕИС (в открытой части ЕИС).
Кроме того, сведения о банковских гарантиях, содержащиеся в Республике Казахстан (уникальный номер регистрационной записи банковской гарантии, сведения о возврате банковской гарантии клиентом гаранту или об уведомлении, направленном клиентом гаранту выпуска обязательства по банковской гарантии, иные сведения), в Реестр договоров о проведении капитального ремонта (уникальный номер записи в реестре банковских гарантий) и для включения в РБГ, по состоянию на 01.07.2018 г не публиковаться на официальном сайте ЕИС (в открытой части ЕИС).
При этом информация о банковских гарантиях, содержащаяся в РБГ, РК и Реестре договоров о пересмотре по состоянию на 30 июня 2018 года (включительно), будет доступна на официальном сайте ЕИС (в открытой части ЕИС).
В ЛК Банков и ЛК Клиентов учетные записи банковских гарантий, выданных Банком, будут доступны в полном объеме.
При необходимости получения и применения сведений о банковских гарантиях, включенных в РБГ, загруженных в каталог с ограниченным доступом, банковскими информационными системами, интегрированными с ЕИС, рекомендуется проверять доступ к каталогу, указанному указанными банковскими системами по продвинутому.
Следует отметить, что в связи с завершением публикации на официальном сайте ЕИС (в открытой части ЕИС) с 01.07.2018 г сведений о банковских гарантиях участники закупки не смогут отслеживать статус включения банковских гарантий в Реестр предоставленных ими банковских гарантий в открытой части ЕИС в открытой части ЕИС в качестве гарантии по заявлению об участии в договоре или в качестве гарантии исполнения договора, в части ЕИС открыта.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, в течение одного рабочего дня после включения сведений и документов в Реестр банковских гарантий банк обязан направить принципалу выписку из Реестр банковских гарантий.
Теперь реестр размещенных банковских гарантий доступен для просмотра только банку или клиенту, при этом банк может отправить выписку из размещенной банковской гарантии в реестр в течение 24 часов. Но выписка предоставляется в виде распечатки с сайта госзакупок, то есть не имеет юридической силы: не заверяется ни печатью, ни подписью, и именно здесь мошенники находят лазейку, умело подделывая выписку, если необходимо. https://zaplati-online. ru/ До 1 июля 2018 года проверить подлинность банковской гарантии можно было в специальном реестре на сайте ЕИС, где выполняются госзаказы. Но ситуация изменилась..