Новые требования к банковским гарантиям

Новые требования к банковским гарантиям

Полный список содержится в статье 45. При их несоблюдении заказчик откажется от принятия гарантии. Нарушителю будет отказано в допуске к участию в закупке (если заявка гарантирована) или откажут в заключении договора и обращении в антимонопольную службу (если договор принудительный). В последнем случае высока вероятность того, что в реестр попадут недобросовестные провайдеры.

Требования к банковской гарантии

Требования 44-ФЗ и 223-ФЗ к такому документу различаются, в данной статье мы рассмотрим оба случая и объясним, почему понятие «требование банковской гарантии 1005» некорректно.

Для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ поставщик может гарантировать применение и исполнение договора либо путем внесения денежных средств на счет клиента, либо посредством независимой (банковской) гарантии, то есть обязательства банк выплатить заказчику определенную денежную сумму в случае нарушения участником требований, предусмотренных законодательством и закупочной документацией. Это удобно, когда у поставщика нет свободных средств для перевода на счет клиента для подтверждения его намерения заключить договор и выполнить все его условия.

Рекомендуем также ознакомиться со статьей, в которой разъясняются требования к банку при выдаче банковской гарантии. Это поможет вам не стать жертвой мошенников.

Также это типичный случай: в процессе заключения договора кто-то подал жалобу, поэтому срок подписания договора затянулся. Следовательно, срок действия контракта может быть изменен. И гарантия уже получена, и выдана она на основании предыдущего периода. Можно ли поменять по гарантии?

С какими проблемами сталкиваются поставщики

Заказчик не принимает гарантию

Заказчик должен отказаться от гарантии, если она не соответствует требованиям закона и договорных документов. При этом вы не обязаны заранее согласовывать текст гарантии. Как провайдеры могут защитить себя от таких ситуаций?

  1. Приложите все усилия для того, чтобы клиент все же согласился с проектом банковской гарантии до ее предоставления.
  2. Если этого добиться не удалось, изучите требования законодательства, документацию и убедитесь в их соответствии БГ самостоятельно.

При проверке обратите внимание на следующие моменты:

    Законченный. Гарантия должна покрывать срок действия контракта не менее одного месяца. Вы должны понимать, что срок действия и срок исполнения договора – это разные понятия. Договор может действовать до конца календарного года, при этом срок исполнения обязательств может заканчиваться, например, 30 сентября.

Банк требует «лишние» документы

От провайдеров часто требуют предоставить большое количество документов, вплоть до паспортов учредителей. Имеет ли банк на это право? Да, конечно, ведь это коммерческая организация и она предъявляет к себе такие требования. Чтобы рассчитывать на получение БГ, необходимо быть готовым предъявить следующие документы:

  • Письмо;
  • Протокол собрания или решение учредителя о назначении директора;
  • Паспорта всех учредителей (копии полного паспорта или основных страниц, по требованию банка), а также их страховые свидетельства (СНИЛС);
  • Договор аренды или документы, подтверждающие право собственности на занимаемое помещение;
  • Статус аккаунта;
  • Поданные налоговые декларации;
  • Бухгалтерская отчетность, в том числе промежуточная (квартальная) отчетность).

По последнему пункту часто возникают вопросы у организаций, которые не формируют отчеты каждый квартал. По закону они обязаны продать его только на один год. Предпринимателям еще сложнее, потому что от них вообще не требуется вести бухгалтерский учет и формировать финансовую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках). Однако, если банк не соглашается, следует пойти навстречу их требованиям или поискать более лояльные кредитные организации. Если поставщик планирует активно участвовать в приобретении в будущем и рассчитывает получить банковскую гарантию, он должен сразу понять, что требуют банки, и свести отчетность к этим требованиям.

Отказ в гарантии

Важно! Если поставщик выиграл закупку, но банк не выдал ему гарантию, это не повод для отказа в заключении договора. Если победитель его не подпишет, ФАС может внести данные о нем в Реестр недобросовестных поставщиков. Хотя этого может и не произойти, если поставщик докажет, что он не подписывал контракт из-за отказа банка от гарантии. Но безопасность приложения будет потеряна в любом случае.

Чтобы снизить вероятность такого исхода, нужно изучить требования банка и подготовить все необходимые документы. Особое внимание следует уделить финансовым отчетам. Например, если прошлый год был закрыт с убытком, вряд ли банк выдаст гарантию. Или, допустим, компания составила ежеквартальные отчеты специально для банка, но коэффициенты контроля на нем не сходятся. В этом случае потребуется корректировка информации, а это требует дополнительного времени, которое не входит в процедуру заключения договора.

1) сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случаях, установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона, либо сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случае ненадлежащего соблюдения обязанности доверителя в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код договора, при исполнении которого предоставляется такое самостоятельное поручительство;

Новые требования к банковским гарантиям

Статья 45. Условия независимой гарантии. Независимые реестры гарантий

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

1. Клиенты принимают независимые гарантии, выданные:

1) банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенные в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;

3) фонды кредитного содействия (гарантийные фонды, обеспечительные фонды), участвующие в национальной системе гарантий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предприятия» и «средние предприятия в Российской Федерации» (далее — региональные гарантийные организации), отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и включенные в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящего пункта (при совершение закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);

4) Евразийский банк развития (если участником приобретения является юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, либо физическое лицо, являющееся гражданином государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к уровню кредитного рейтинга, присвоенного банку одним или несколькими рейтинговыми агентствами, сведения о которых Центральный банк Российской Федерации вносит в реестр кредитных агентств рейтинг, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации по методике, соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ «О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации». Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ (в редакции от 29.12.2017); в редакции Федеральных законов от 24.04.2020 N 124-ФЗ, от 07.07.2020 N 360-ФЗ 2, 2021)

1.2. Перечень банков, отвечающих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере заключения договоров на основании информации, поступающей от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит опубликованию на официальный сайт федерального органа исполнительной власти по регулированию договорной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям или несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ (в редакции от 29.12.2017))

Часть 1.3 Ст. 45 (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г предусмотрены планы участия Банка России в реализации мер по предупреждению его банкротства утверждается, и непрерывность его деятельности гарантируется в течение периода выполнения планов.

1.3. В период реализации плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, с даты утверждения такого плана плана, заявки и исполнение договоров могут быть обеспечены независимыми гарантиями указанного банка независимо от соблюдения (несоблюдения) указанным банком требований, установленных в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, по решению Совету управления Центрального банка Российской Федерации о гарантии непрерывности деятельности указанного банка.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 469-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Часть 1.4 Ст. 45 (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г предусмотрены планы участия Банка России в реализации мер по предупреждению его банкротства утверждается, и непрерывность его деятельности гарантируется в течение периода выполнения планов.

1.4. В период реализации плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, со дня утверждения Правлением директоров Центрального банка Российской Федерации такого плана, такой банк не будет исключен из такого списка при условии принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении преемственности деятельности такого банка.

Часть 1.5 Ст. 45 (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г предусмотрены планы участия Банка России в реализации мер по предупреждению его банкротства утверждается, и непрерывность его деятельности гарантируется в течение периода выполнения планов.

1.5. Сведения о факте и дате утверждения плана участия Банка России в реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, включенного в перечень банков, предусмотренных частью 1.2 настоящей статьи, и сведения о факте и дата принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении непрерывности деятельности такого банка в период реализации указанного плана направляются Центральным банком Российской Федерации России в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Часть 1.6 Ст. 45 (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 469-ФЗ) распространяется также на банки, в отношении которых до 28 декабря 2019 г предусмотрены планы участия Банка России в реализации мер по предупреждению его банкротства утверждается, и непрерывность его деятельности гарантируется в течение периода выполнения планов.

1.6. Если банк, включенный в перечень банков, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи, на дату утверждения плана участия Банка России в отношении такого банка в реализации мер по предупреждению банкротства исключается из числа таких перечень до дня принятия Советом директоров Центрального банка Российской Федерации решения об обеспечении непрерывности деятельности указанного банка в период реализации плана участия Банка России в реализации мер по предотвращению банкротства банков.

1.7. Перечень региональных гарантийных организаций ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере заключения договоров на основании информации, поступающей от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательства, и подлежит опубликованию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию системы договоров в сфере заключения договоров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии регионального гарантийного органа, не включенного в перечень, требованиям, установленным в соответствии с подпунктом 3 части 1 настоящей статьи, либо несоответствии регионального гарантийного органа.

2. Независимая гарантия должна быть безотзывной и содержать:

1) сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случаях, установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона, либо сумма независимой гарантии, подлежащая уплате гарантом клиенту в случае ненадлежащего соблюдения обязанности доверителя в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код договора, при исполнении которого предоставляется такое самостоятельное поручительство;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

2) обязательства принципала, правильное выполнение которых обеспечивается независимой гарантией;

3) обязанность поручителя уплатить клиенту неустойку в размере 0,1 процента от подлежащей уплате денежной суммы за каждый день просрочки;

4) условием, при котором исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции с полученными гарантом денежными средствами клиента;

5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора о предоставлении независимой гарантии по обязательствам доверителя, вытекающим из договора при его заключении, в случае, если независимая гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения контракт;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых клиентом гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии.

3. Независимая гарантия будет включать условие о праве клиента на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарант не удовлетворил требование заказчика об уплате в срок, не превышающий десяти рабочих дней, денежной суммы по независимой гарантии, направленной досрочно.

3.1. В соответствии с частями 7 и 7.1 статьи 96 настоящего Федерального закона размер обеспечения исполнения договора, предоставленного в виде самостоятельной гарантии, уменьшается заказчиком путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При этом датой такого отказа является дата включения сведений, предусмотренных частью 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона, в соответствующий реестр договоров, предусмотренных статьей 103 настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 502-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

4. Запрещается включать в условия независимой гарантии требование о представлении клиентом гаранту юридических актов, подтверждающих несоблюдение принципалом обязательств, гарантируемых независимой гарантией.

5. Заказчик обязан рассмотреть полученную независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее получения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 № 71-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

6. Основанием для отказа от принятия независимой гарантии клиентом является:

1) отсутствие сведений о независимой гарантии в реестрах независимых гарантий, предусмотренных настоящей статьей;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

2) нарушение гарантии независимо от требований, установленных пунктами 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении о заключении контракта, приглашении, контрактной документации (если настоящим Федеральным законом предусмотрена контрактная документация), проекте контракта, который заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа от принятия независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, сообщает в письменной форме или в форме электронного документа о лице, предоставившем независимую гарантию, с указанием причин, по которым послужило основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в которых заказчик информирует об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием таких оснований в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

8. Независимая гарантия, используемая для целей настоящего Федерального закона, сведения о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр независимых гарантий, публикуемый в единой информационной системе, за исключением самостоятельных гарантий гарантии, указанные в части 8.1 настоящей статьи. Указанный учет ведется путем включения в порядке, предусмотренном частью 8.2 настоящей статьи, указанных сведений и документов в дело и присвоения учетного номера. В течение одного рабочего дня после включения таких сведений и документов в отдельный реестр залога поручитель направляет принципалу выписку из отдельного реестра залога.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 01.05.2019 № 71-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

8.1. Сведения о самостоятельных гарантиях, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, на официальном сайте не публикуются, а при совершении закупок в случае, предусмотренном пунктом 1 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона, включаются в закрытый реестр независимых гарантий, которая не публикуется в единой информационной системе и на официальном сайте.

(в редакции Федеральных законов от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ, от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ, от 02 июля 2021 г. N 360-ФЗ)

8.2. Дополнительные требования к независимой гарантии, используемые для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включение сведения в нем, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования о выплате денежной суммы под независимую гарантию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть 8.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ, в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

9. Реестр независимых гарантий и закрытый реестр независимых гарантий должны включать следующие сведения и документы:

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

1) наименование, местонахождение поручителя, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося основным, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

3) денежная сумма, указанная в независимой гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае несоблюдения участником контракта требований настоящего Федерального закона в установленных случаях;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

5) утратил силу с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ;

6) иные сведения и документы, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Утратил силу с 1 апреля 2015 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ.

11. Не позднее одного рабочего дня с даты выдачи независимой гарантии или дня внесения изменений в условия независимой гарантии Гарант включает сведения и документы, указанные в части 9 настоящей статьи, в реестр независимых гарантий либо представляет их в соответствии с порядком формирования и ведения сведений закрытого реестра независимых гарантий для включения в закрытый реестр независимых гарантий.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

12. В случае предоставления новой гарантии исполнения договора в соответствии с частью 30 статьи 34, пунктом 9 части 1 статьи 95, частью 7 статьи 96 настоящего Федерального закона возврат независимой гарантии со стороны клиента к гаранту при условии, что указанная независимая гарантия не сделана, и взыскание таковой не произведено.

(часть 12 введена Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 01.05.2019 № 71-ФЗ, от 02.07.2021 № 360-ФЗ)

13. Исключение банка из перечня, предусмотренного частью 1.2 настоящей статьи, региональной гарантийной организации из перечня, предусмотренного частью 1.7 настоящей статьи, не прекращает действия самостоятельных гарантий, выданных гарантом и принятых клиентами и не освобождает гаранта от ответственности за несоблюдение или ненадлежащее выполнение условий указанных независимых гарантий.

При этом не учитываются такие факторы, как падение, форма гарантии или наличие предоплаты, иногда неверно определяется гарантийный срок. Все эти параметры напрямую влияют на комиссию банка и должны учитываться при выборе самого дешевого варианта. Только полный анализ всей документации и знание банковских ставок помогут выбрать вариант с действительно самой низкой ставкой.

Механизм действия банковской гарантии

Определение размера гарантии

Размер гарантии определяется клиентом и составляет от 5 до 30% НМЦК. Согласно ст. 37 44-ФЗ размер БГ может быть увеличен, если падение НМЦК больше 25%. В этом случае необходимо предоставить ОИК в полуторном размере или подтвердить свою добросовестность.

Для дополнительного удобства мы создали памятку, которая поможет вам ориентироваться при оценке GS в случае серьезной аварии.

Для целей подтверждения добросовестности учитываются незаключенные, но уже заключенные договоры (статья 37 44-ФЗ).

Определение срока действия гарантии и ее параметров

Срок банковской гарантии должен превышать срок договора не менее чем на 1 месяц. Для расчета продолжительности БГ берется не продолжительность работы, а продолжительность контракта. Заказчик может установить конкретную дату истечения срока действия ГБ или предписать, чтобы срок действия ГБ превышал срок действия договора на любое количество месяцев по своему усмотрению.

Параметры, которые может настроить заказчик в гарантийных требованиях:

  • Форма банковской гарантии. Клиент может приложить свой типовой бланк гарантии, который должен быть согласован с банком. Это может означать увеличение цены выпуска БГ или дополнительные согласования с клиентом по поводу изменений в документе.
  • Бесспорная отмена. Это означает, что если принципал не выполняет свои обязательства, клиент имеет право потребовать от банка-гаранта и получить гарантированную гарантией сумму без споров и дополнительных процедур.
  • Авансовый платеж. Это плюс для поставщика, но подразумевает включение в перечень обязательств по возврату гарантированного гарантией аванса, что может означать увеличение комиссии.
  • Особые требования к тексту БГ. Клиенты могут предписывать ряд требований, которые должны содержаться в гарантии: например, требование разрешать споры BG по месту нахождения клиента;
  • Требование предоставления оригинала БГ в день подписания или через несколько дней после подписания договора и другие, в зависимости от требований клиента.
  • Обязательство раскрывать перечень обязательств, покрываемых гарантией;

Крайне важно обратить внимание на эти нюансы и проверить представленное банком оформление залога на соответствие требованиям клиента.

Для получения юридической консультации заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по телефону: 8 (800) 201-12-78

Проверка макета гарантии и согласование его с заказчиком

После одобрения банк выставляет договор БГ, оформление залога и реквизиты для оплаты комиссии. Перед оплатой необходимо проверить оформление БГ: сумму, срок, реквизиты и соответствие требованиям заказчика. После проверки обязательно согласовать с клиентом оформление залога и только после этого оплатить комиссию и оформить БГ.

Потому что это важно? При наличии ошибок и предложений, ранее не согласованных в БГ, заказчик может отказаться от ее принятия и тем самым отказаться от заключения договора. В этом случае признается, что победитель закупки уклонился от подписания договора и рискует быть включенным в Реестр недобросовестных поставщиков и лишиться работы по 44-ФЗ сроком на 2 года.

Определение крайнего срока подписания и получения гарантии

Заказчик должен направить проект договора победителю торгов на подпись в течение 5 дней после публикации сводного протокола (СТП) в Единой информационной системе (ЕИС), а победитель торгов должен подписать его в течение 5 дней после полученияВажно отслеживать получение проекта договора в личном кабинете на сайте и соблюдать сроки его подписания, ведь клиент может отправить его как на пятый (максимум) день с момента публикации в ЕИС ЦБП, так и через два дня после или в день публикации протокола. В целях продления срока подписания договора поставщик может воспользоваться возможностью представить протокол о несоответствии договору.

Отправка заявки на предварительное одобрение гарантии в несколько банков

Рекомендуем заранее, до подведения итогов аукциона, обратиться в несколько банков для получения предварительного решения по банковской гарантии.

В пункте 10 слово «банк» в соответствующем номере и падеже заменить словом «гарант» в соответствующем номере и падеже, слово «банк» заменить словом «независимый»;

Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. N 2369 “О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44, пунктами 1 и 3 части 1, части 11 статьи 45 Федерального закона «О системе закупок в вопросах приобретения товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что банки, в которых участниками приобретения товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд открываются специальные счета, на которые зачисляются денежные средства в обеспечение заявок на участие в указанных приобретениях (далее заявки), должны удовлетворять требованиям следующие совокупные требования:

Установление банком с каждым из операторов электронных площадок, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 статьи 24 1 Федерального закона «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), взаимодействие в соответствии с заключенным договором, предусмотренным частью 7 статьи 44 Федерального закона;

Соблюдение требований, изложенных в подпункте 2 Правил размещения средств федерального бюджета, средств с единого казначейского счета и резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в депозитах, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 г. N 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета, средств с единого счета казначейства и резервирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве» и профессиональные заболевания на банковских вкладах».

2. Установить, что банки, выдающие независимые гарантии в качестве обеспечения заявок, исполнения договоров, обеспечения обязательств, должны соответствовать требованию кредитного рейтинга не ниже «В — (УК)» по национальной рейтинговой шкале Российской Федерации кредита рейтинговое аналитическое кредитно-рейтинговое агентство (Акционерное общество) и (или) кредитный рейтинг не ниже «RUB-» по национальной рейтинговой шкале Российской Федерации кредитно-рейтингового агентства Акционерное общество «Агентство «Эксперт РА».

3. Установить, что кредитные фонды содействия (гарантийные фонды, обеспечительные фонды), являющиеся участниками национальной гарантийной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (далее — региональные гарантийные организации), а выдача независимых гарантий в качестве обеспечения проведения торгов, исполнения договоров, гарантийных обязательств должна соответствовать следующим требованиям:

Отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений о региональной гарантийной организации, членах коллегиального исполнительного органа, лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (при региональная гарантийная организация является юридическим лицом, являющимся юридическим лицом), учредители (если региональная гарантийная организация является унитарным юридическим лицом) такой организации;

Отсутствие среди участников (членов) (в случае, если региональная гарантийная организация является юридическим лицом, являющимся юридическим лицом), учредителей (в случае, если региональная гарантийная организация является унитарным юридическим лицом) юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, входящие в состав утвержденный в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовые операции (оффшорные зоны) в отношении юридических лиц, а также отсутствие такого юридического лица между лицами, владеть прямо или косвенно (через одно юридическое лицо или несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций коммерческого общества или долей более 10 процентов в уставном капитале (складочном капитале) коммерческого общества или общества;

Наличие присвоенного ранга в порядке, установленном в соответствии с частью 9 статьи 15 2 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», характеризующего степень финансовой устойчивости регионального гарантийные организации как участники национальной системы гарантий поддержки малого и среднего предпринимательства, уровня не ниже «В».

4. Установить, что требование, установленное абзацем третьим подпункта 1 настоящего постановления, распространяется на 60 дней, исчисляемых со дня, следующего за днем ​​включения банка в перечень, установленный подпунктом «а» подпункта 1 подпункта 5 статьи 44 Федерального закона.

5. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации ежемесячно представлять в федеральный орган исполнительной власти по регулированию системы договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведения о банках, соответствующие абзацу второму настоящей статьи пункт 1 настоящего постановления.

6. Утвердить прилагаемые изменения в законы Правительства Российской Федерации.

7. Признать недействительными акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации в соответствии с перечнем в приложении.

8. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2022 года и распространяется на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об исполнении которых сообщается в единой информационной системе о заключении договоров или приглашении на заключение договоров поставщика (подрядчика, исполнителя), для которого они были направлены, после дня вступления в силу настоящего постановления.

Премьер-министрРоссийская Федерация М. Мишустин

ПРОШЕДШИЙпостановление правительстваРоссийская Федерацияот 20 декабря 2021 г. N 2369

Изменения, которые включены в законы Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона» О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013 г., N 46, ст. 5947; 2014 г., N 50, ст. 7121; 2015 г., N 15, ст. 2269; 2018 г., N 4, ст. 629; N 23, ст. 3290; N 28, ст. 4230; 2019, N 30, ст. 4305):

А) в наименовании слово «банковский» заменено словом «независимый»;

В абзаце втором слово «банковской» заменить словом «самостоятельной»;

В абзаце третьем слово «банк» заменен словом «гарант», слово «банк» заменен словом «независимый»;

В абзацах четвертом — шестом слово «банковских» в соответствующем номере и падеже заменить словом «самостоятельных» в соответствующем номере и падеже;

Г) в дополнительных требованиях к банковским гарантиям, используемых для целей Федерального закона «О договорном режиме при приобретении товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», утвержденном указанным постановлением:

В наименовании слово «банковский» заменено словом «независимый»;

В абзаце первом слово «Банк» заменить словом «Независимый», слова «банк (далее — поручитель)» заменить словом «поручитель»;

В абзацах первом и втором слово «банковской» заменено словом «самостоятельной»;

Слова «в случаях, предусмотренных абзацем 15» заменить словами «в случае, предусмотренном абзацем 7 пункта 10»;

Дополнить словами «(если указанным Федеральным законом установлена ​​документация о размещении заказов)»;

В абзацах четвертом — шестом слово «банковской» заменить словом «самостоятельной»;

В абзаце седьмом слово «банк» заменен словом «гарант», слово «банковский» в соответствующем номере и падеже заменен словом «независимый» в соответствующем номере и падеже;

В абзацах первом и втором слово «банковской» в соответствующем номере и падеже заменить словом «самостоятельный» в соответствующем номере и падеже;

В абзаце четвертом слово «банковский» в соответствующем номере и падеже заменить словом «независимый» в соответствующем номере и падеже, слово «банк» заменить словом «гарант»;

В подразделе «в» слово «банковских» заменить словом «самостоятельных», после слова «печать» дополнить словами «(при наличии)»;

Д) в перечне документов, представляемых клиентом в банк одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии, утвержденным указанным постановлением:

В наименовании слово «банк» заменено словом «гарант», слово «банк» заменено словом «независимый»;

В пункте 1 слово «банковской» заменить словом «самостоятельной»;

В абзаце первом и подразделе «а» слово «банковским» заменить словом «самостоятельным»;

В подразделе «б» слово «банк» заменено словом «гарант», слово «банк» заменено словом «независимый»;

В подразделах «в» и «г» слово «банковской» заменено словом «самостоятельной»;

Е) в Правилах ведения и размещения в единой информационной системе по контрактации реестра банковских гарантий, утвержденных указанным постановлением:

В наименовании слово «банковский» заменено словом «независимый»;

Слово «банковский» в соответствующем номере и падеже заменить словом «независимый» в соответствующем номере и падеже;

Слова «в случае, если такие заявки, договоры, гарантийные обязательства содержат сведения, составляющие государственную тайну» заменены словами «при заключении договоров в случае, предусмотренном пунктом 1 части 11 статьи 24 Федерального закона «О договорная система приобретения товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

«2. В реестр будут включены независимые гарантии, выданные:

А) банки, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям, включенным в перечень, предусмотренный частью 1 2 статьи 45 Федерального закона «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг» для государственных и муниципальных нужд»;

В) фонды кредитного содействия (гарантийные фонды, страховые фонды), участвующие в национальной системе гарантий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , отвечающие установленным Правительством Российской Федерации требованиям, включенным в перечень, предусмотренный частью 17 статьи 45 Федерального закона «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд» (при заключении договоров в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона);

Г) Евразийский банк развития (если участником приобретения является юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, либо физическое лицо, являющееся гражданином государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).»;

В пункте 3 слово «банковской» заменено словом «самостоятельной»;

В подразделе «б» слово «банковской» заменено словом «самостоятельной»;

В подразделе «г» слово «банковской» заменено словом «самостоятельной»;

После слова «включает» дополнить словами «в соответствии с настоящими Правилами»;

Абзац первый статьи 9 изложить в следующей редакции:

«9. При формировании гарантом сведений и документов, указанных в подпунктах «а» — «в» цифры 4 настоящих Правил, Федеральное казначейство с использованием единой информационной системы в части приобретений обеспечивает автоматическую проверку:»;

После слов «уникальный номер» дополнить словами «и включены в реестр»;

«В случае отрицательного результата проверки сведения и документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не формируют (не обновляют) запись в реестре и не включаются в реестр, о чем гарант уведомляется посредством единой информационной системы по заключению договоров.»;

После слова «включают» дополнить словами «в соответствии с настоящими Правилами»;

Слова «освобождение от обязательств по банковскому делу» заменены словами «отказ от прав (части прав) по самостоятельному»;

«14. При формировании клиентом информации, указанной в подпункте «д» цифры 4 настоящего Положения, Федеральное казначейство посредством единой информационной системы в части закупок обеспечивает автоматическую проверку соблюдения порядка формирования указанной информации, установленного в в соответствии с пунктами 13 и 18 настоящих Правил.»;

В пункте 15 после слова «количество» дополнить словами «включить их в реестр,»;

После слова «проверка» дополнить словами «сведения, указанные в подпункте «д» пункта 4 настоящего Положения, в реестр не включаются,»;

Слова «Федеральным казначейством в течение 3 часов путем направления электронного протокола, содержащего сведения о выявленных несоответствиях» заменены словами «с использованием единой информационной системы о закупках»;

В пункте 17 слово «банковской» заменено словом «самостоятельной»;

Ж) в наименовании, в тексте и в примечании формы требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, утвержденной указанным постановлением, слово «банк» указать соответствующим номером и падежом заменить на слово «независимый» в соответствующем числе и падеже;

З) в Правилах формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, утвержденных указанным постановлением:

В наименовании слово «банковский» заменено словом «независимый»;

«1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, предоставляемых в обеспечение требований, и (или) исполнения договоров, и (или) требований, гарантирующих качество товаров, работ, услуг, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства) при осуществлении закупок в случае, предусмотренном п. 1 части 11 статьи 24 Федерального закона «О договорном режиме в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе с включением сведений о таких самостоятельных гарантиях, а также порядок и сроки предоставления выписки из указанной регистрации (далее соответственно регистрация, независимая гарантия).

2. В реестр включены независимые гарантии, выданные:

А) банки, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям, включенным в перечень, предусмотренный частью 1 2 статьи 45 Федерального закона «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг» для государственных и муниципальных нужд»;

В) фонды кредитного содействия (гарантийные фонды, страховые фонды), участвующие в национальной системе гарантий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» , отвечающие установленным Правительством Российской Федерации требованиям, включенным в перечень, предусмотренный частью 17 статьи 45 Федерального закона «О системе договоров в сфере закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд» (при заключении договоров в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона);

Г) Евразийский банк развития (если участником приобретения является юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, либо физическое лицо, являющееся гражданином государства-члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).»;

В абзаце первом пункта 7 и пункта 9 слово «банк» в соответствующем номере и падеже заменено словом «гарант» в соответствующем номере и падеже;

В пункте 10 слово «банк» в соответствующем номере и падеже заменить словом «гарант» в соответствующем номере и падеже, слово «банк» заменить словом «независимый»;

В пункте 11, абзаце первом пункта 12, пунктах 13 и 14 слово «банк» в соответствующем номере и падеже заменено словом «гарант» в соответствующем номере и падеже;

В подразделе «б» слово «банк» заменено словом «гарант», слово «банк» заменено словом «независимый»;

В пункте 16 слово «банковской» заменено словом «самостоятельной».

Статья 3516; 2019, № 7, ст. 669):

А) от имени слова», правила взаимодействия между участником набора, оператором электронной площадки и заказчиком в случае предоставления участником набора в качестве залога заявки на участие банковской гарантии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе» исключить;

Б) в преамбуле слова «В соответствии с подпунктами 12, 13 и 29 статьи 44 Федерального закона «О системе закупок при приобретении товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» исключить;

В) абзац четвертый пункта 1 и пункта 2 признать утратившими силу;

Г) в пункте 1 требований к договору специального счета и порядке использования банковского счета участника контракта в качестве специального счета, утвержденных указанным постановлением, слова «часть 12 статьи 44» заменить словами слова «подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44″, слова «частью 10 статьи 44 Федерального закона» заменить словами «указанным подпунктом»;

Д) в требованиях к условиям договора о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, утвержденных указанным постановлением:

В пункте 1 цифры «13» заменить цифрой «7», слова «частью 10 статьи 44» заменить словами «подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44″;

В подпункте «в» пункта 2 слова «частью 10 статьи 44» заменить словами «подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44″;

Е) правила взаимодействия участника размещения заказа, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником размещения заказа банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапный конкурс в электронной форме, электронный аукцион, утвержденные таким решением, признать недействительными.

Приложениек решению правительстваРоссийская Федерацияот 20 декабря 2021 г. N 2369

Путешествоватьнедействительные акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации

1. Пункт 3 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. N 308 «О внесении изменений в Постановление постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 15, ст. 2269).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 440 «О требованиях к банкам, имеющим право выдавать банковские гарантии, по обеспечению заявлений и исполнению договоров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 17, ст. 2484).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 748 «О требованиях к банкам (в том числе требованиях к их финансовой устойчивости), в которых участники договорных операций открывают специальные счета, на которых внесение денежных средств предназначено для обеспечения заявлений об участии в приобретении товаров, работ, услуг и признании недействительными отдельных актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 28, ст. 4211).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1320 «Об изменении требований к банкам (в том числе требований к их финансовой устойчивости), в которых участники контрактации открывают специальные счета, на которых размещаются денежные средства для обеспечения заявок на участие в приобретении товаров, работ, услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 46, ст. 7062).

5. Пункт 20 изменений, вносимых в законы Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1758 «О внесении изменений в отдельные законы Правительства Российской Федерации». (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 1, ст. 52).

6. Пункт 5 изменений в законы Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 141 «О внесении изменений в некоторые законы Правительства Российской Федерации» (Собрание Законодательства Российской Федерации, 2019, № 7, ст.669).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 919 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. № 440» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 1). 30, ст. 4304).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2134 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 440» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 52, ст.8821).

9. Пункт 3 вносимых изменений в законы Правительства Российской Федерации о приобретении товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, являющихся организациями, осуществляющими регулируемую деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также уточнение требований к банкам, в которых участники контрактации открывают специальные счета в целях обеспечения заявок на участие в контрактации товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от от 15 марта 2021 г. N 383 «О внесении изменений в некоторые законы Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, являющихся организациями, осуществляющими регламентированную деятельность в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, а также уточнить требования к банкам, в которых участники контракта открывают специальные счета с целью обеспечения заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021 г., N 12, ст. 2023).а также уточнить требования к банкам, в которых участники закупок открывают специальные счета в целях обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 12, ст. 2023).а также уточнить требования к банкам, в которых участники закупок открывают специальные счета в целях обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 12, ст. 2023).

Если гарантия готовится вместе с тендерным сопровождением, эксперт компании лично заинтересован в положительном результате, а его опыт позволяет правильно оформить документы. Это означает, что вероятность одобрения выше, а риск ошибок ниже.

Как оформить независимую гарантию напрямую в банке

При поиске предложений по составлению самостоятельной гарантии в Интернете поисковик выдаст несколько вариантов. При обращении в банк с вопросом о НГ сотрудник может удивиться и сказать, что не знает, о чем говорит. Нельзя сказать, что мало кто выдает новый документ. Причина в том, что многие банки не обновляли информацию на сайте и не информировали своих сотрудников об изменении названия продукта.

Ищите услугу по старому названию: «банковская гарантия», и поиск выдаст больше предложений.

Шаг 1. Проверяем банк

Организация, предлагающая выдать независимую гарантию, не может числиться в Минфине или работать без лицензии. Перед обращением в банк проверьте, есть ли вы в списке Минфина и в списке кредитных организаций на сайте ЦБ.

Шаг 2. Готовим документы

  • Копия паспорта руководителя;
  • Копия учредительных документов;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • Бухгалтерская отчетность за прошлый год: баланс и отчет о прибылях и убытках;
  • Решение об одобрении существенной сделки, если предложение, к которому готовится NG, является существенным;
  • Копия проекта государственного контракта.

Шаг 3. Обращаемся в офис банка

Это можно сделать лично или через сайт организации. В отделении банка вам выдадут бланк заявления на регистрацию в НГ и анкету. Подача заявки через веб-сайт финансового учреждения включает заполнение онлайн-форм.

Шаг 4. Предоставляем дополнительные документы по запросу

Некоторые банки, например, запрашивают отчеты за предыдущие годы, а не только за год.

Шаг 5. Дожидаемся решения

Точный срок зависит от правил финансовой компании. Банк может отказать в выдаче гарантии. Вот самые распространенные причины:

  • Плохая кредитная история,
  • Низкая рентабельность бизнеса
  • Компании менее шести месяцев,
  • Владелец бизнеса старше 70 лет,
  • Организация зарегистрирована в другой стране.

Шаг 6. Получаем независимую гарантию

НГ можно получить в электронном или бумажном виде. Обычно процесс занимает от пары часов до нескольких дней.

Для получения платежа по банковской гарантии заказчик должен предъявить в финансовую организацию претензию по гарантийному делу, которая касается качества товаров, услуг, работ, а также гарантийного срока и (или) объема гарантии гарантия качества, гарантийное обслуживание товара. Форма требования о выплате денежных средств по банковской гарантии и пакет документов для осуществления платежей по гарантии по основному и залоговому обязательствам одинаковы.

Банковская гарантия в соответствии с требованиями законодательства должна:

  • Сумма, которую поручитель выплачивает бенефициару;
  • Обязательства, возлагаемые на участника контрактации;
  • Обязательство по уплате штрафа за каждый день просрочки платежа;
  • Срок действия;
  • Условия фактического поступления денежных средств на счет получателя;
  • Условия заключения договора о банковской гарантии по обязательствам участника, вытекающим из заключения договора;
  • Перечень документов, предоставляемых клиентом для оплаты поручителем причитающейся суммы (согласно требованиям Постановления Правительства № 1005).

6) условие, предусматривающее заключение договора о предоставлении БГ по обязательствам доверителя;

Сроки предоставления банковской гарантии по 44-ФЗ

БГ составляется до окончательного подписания договора с подрядчиком. Как правило, датой получения считается начало действия договора, но есть и исключения. Например, если вам нужно сделать закупку на сезонную работу, которая начинается через месяц, то гарантия начинается с указанной даты, а не с даты выдачи документа.

Гарантийный срок должен быть как минимум на один месяц больше, чем срок действия договора. Например, если при строительстве школы вы запрашиваете гарантию на семь лет, до мая 2028 года, то документ должен быть действителен до июня 2028 года. Вы имеете право потребовать больший срок гарантии; информация об этом должна быть зафиксирована в документации.

Иногда временные рамки БГ могут быть изменены, в частности:

— когда срок договора изменен и первоначально оформленный БГ перестал охватывать период его исполнения;

— при заключении договора на длительный срок.

Чтобы изменить условия, вам нужно будет обратиться в банк или воспользоваться опцией ежегодного продления.

При первом обращении в банк исполнение гарантии занимает 3-7 дней, при втором обращении — 2-3 дня. Победитель, выигравший аукцион, не всегда успевает уложиться в этот срок, чтобы получить гарантию обеспечения контракта. Риск опоздать особенно велик, когда указанный период приходится на праздничные дни. Если поставщик не успеет выдать гарантию, вы потеряете заказ, а вернуть его практически невозможно даже через суд.

Какие документы нужно собрать для получения гарантии

При первом обращении в банк за залогом потребуется подготовить полный пакет документов. При повторном обращении достаточно обновить ранее представленную информацию.

Состав полного пакета зависит от кредитной организации. В подавляющем большинстве случаев он включает в себя юридические, налоговые, бухгалтерские и банковские документы, а также информацию о покупке.

Уставные документы

  • Письмо;
  • Свидетельство о регистрации;
  • Решения и протоколы о назначении на должности главного и главного бухгалтера;
  • Свидетельства о переводе ИНН и ОГРН;
  • Паспорта учредителей;
  • Подтверждение права на занимаемое помещение (выписка из поземельной книги или договор аренды)

Налоговые и бухгалтерские документы

  • Оригинал выписки из государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, полученный не более 30 дней назад. При наличии квалифицированной электронной подписи выписку можно получить в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Документ, заверенный инспектором казначейства, приравнивается к бумажной декларации;
  • Многие банки требуют справку об отсутствии налогов. Его можно получить в инспекции по месту регистрации, подав туда письменный запрос. Также получить справку можно через личный кабинет налогоплательщика. Инспекция готовит справку за 10 дней. Справка всегда выдается на бумаге, даже если заявление было подано в электронном виде;
  • Для ИП на общей системе налогообложения – декларация по форме 3-НДФЛ (чаще всего за последний год);
  • Для компаний на общей системе налогообложения – налог на прибыль и декларации по НДС (чаще всего за последний год);
  • Для поставщиков на УСН — декларация на УСН (чаще всего за последний год);
  • Финансовая отчетность (баланс и отчет о прибылях и убытках) за последний год.

Банковские документы

Если гарантийный запрос не представлен в банк, в котором у поставщика имеется расчетный счет, банк может запросить:

Закупочные документы

Чтобы не пропустить публикацию информации о нужной покупке, подключите сервис «Контур. Покупки». В нем поставщик (исполнитель, исполнитель) может настроить шаблоны запросов на все предложения «своих» товаров (работ, услуг). После этого продавец быстро получит уведомления по электронной почте о том, что интересующая его покупка появилась на том или ином сайте. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно следить за информацией и позволит вам оперативно реагировать на интересующие вас закупки.

Таким образом, в случае обеспечения представленных предложений для участия в конкурсе расчетным правилом считается срок на два месяца больший, чем срок допуска претендентов, так как организатору необходимо проанализировать и сравнить предложенные варианты, а также как убедиться, что контрагенты честны.

Отдельные случаи оформления документов и установления сроков

Одним из распространенных форматов сотрудничества, требующих участия с гарантией, является организация поставки транспортной техники или комплексного оборудования. От поставщиков требуется гарантия, поэтому рекомендуется обратить особое внимание на следующие аспекты:

В ходе составления договора необходимо уточнить порядок выполнения обязательств по оперативному обслуживанию и ремонту, что необходимо в связи с возникновением неисправностей в результате действий подрядчика.

Наличие в тендерном договоре санкций за локальные нарушения, которые позволяют заказчику уйти от общего требования компенсации, заменив его своевременной компенсацией в случае возникновения проблемных ситуаций.

Ознакомление с содержанием статьи, в которой указаны все условия предоставления гарантии, в том числе срок ее действия, а также порядок оплаты и частичного возврата платы за услугу.

Для работ со сложным оборудованием также рекомендуется заключать договоры БГ на срок, превышающий фактический срок, необходимый для оказания услуг.

МОРСКОЙ БАНК (АО) предлагает малым, средним и крупным компаниям воспользоваться международной корпоративной картой Visa Business.

В отличие от закона «О системе закупок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, нормы ФЗ-№ . 223 не устанавливает конкретных требований к банкам-гарантам.

Можно ли заменить обеспечение

Согласно части 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ способ гарантии может быть изменен на банковскую гарантию, если эти условия отражены в положении о закупке.

Замена обычно осуществляется по аналогии со ст. 94 Закона № 44, то есть по решению заказчика на основании оферты, полученной от победителя торгов. Однако это может быть сделано только в тех случаях, когда изменение предмета залога производится одновременно с уменьшением его стоимости пропорционально объему исполненных обязательств по заключенному договору.

При этом каждый этап исполнения сделки должен быть задокументирован.

При изменении способа поручительства по договору, заключенному на основании Закона № 223, необходимо руководствоваться договорными правилами, в которых должны быть отражены условия исполнения сделки.

Выяснилось, что сумма запрашиваемой банковской гарантии превышала этот норматив. Поэтому банк не планировал отражать банковскую гарантию в своей финансовой отчетности.

Как получить банковскую гарантию: требования, условия, цена вопроса, примеры из практики

По моему опыту, проще, быстрее и дешевле получить банковскую гарантию, прибегнув к услугам серьезных финансовых брокеров. В его арсенале:

  • Автоматическое формирование документов;
  • Гарантированная доставка документов получателю;
  • Безопасность облачных документов;
  • Круглосуточный доступ к документам с любого устройства;
  • Гибкие цены.

Но нельзя полностью полагаться на сторонних консультантов. Важно самостоятельно разобраться в тонкостях получения банковской гарантии, понять:

Например, чтобы определить банк, выдающий залог низкого качества, выполните следующие действия:

  1. Перейти в Реестр банковских гарантий;
  2. В поиске выберите «Отказано в приеме»;
  3. В полях «Дата размещения» и «Дата обновления» установите интервал 1-2 месяца2а;
  4. Анализировать информацию;
  5. Если банк, которого вы рассматриваете в качестве поручителя, есть в списке, исключите опрометчивое решение о сотрудничестве с ним.

Данная регистрация является первым этапом внутреннего мониторинга потенциальных банков-партнеров.

Мы обращаемся через финансового брокера и получаем список банков, готовых предоставить нам финансовое обеспечение. Один из банков был внесен в черный список Реестра банковских гарантий. Оказывается, у него недавно отозвали лицензию. А финансовая группа, членом которой он был, на тот момент еще не успела переоформить его банковские гарантии от имени банков-получателей.

Готовясь к крупным сделкам, проведите более глубокий анализ. Помните, что при выдаче кредитов и банковских гарантий на группу взаимосвязанных заемщиков, в отношении которых банки имеют кредитные риски, Центральный банк Российской Федерации установил определенные нормативы.

Несколько лет назад группа связанных компаний запросила банковскую гарантию на крупную сделку. Чтобы определить, соответствует ли запрошенная банковская гарантия требуемому стандарту, финансовый директор Группы поступил следующим образом:

  • Зашел на сайт Банка России в раздел, где размещаются банковские выписки;
  • Нашел соответствующий раздел отчета;
  • Сравнил сумму запрашиваемой банковской гарантии с нормативом банка в указанный период.

Выяснилось, что сумма запрашиваемой банковской гарантии превышала этот норматив. Поэтому банк не планировал отражать банковскую гарантию в своей финансовой отчетности.

«Серая» гарантия: причины и последствия

  • Появляются в Реестре банковских гарантий. В течение одного рабочего дня после выдачи гарантии банк обязан разместить ее в Реестре банковских гарантий на сайте www. zakupki. gov. ru. Если этого сделано не было, то необходимо обратить внимание на качество банковской гарантии (п. 11 ст. 45 Закона 44-ФЗ, за исключением случаев, когда сайт по подбору персонала зависает на большом количестве обращений).
  • Быть безвозвратным;
  • Содержать сведения, перечисленные в п. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

В противном случае гарантия станет «серой». Бывают случаи, когда провайдеры выигрывают сделки с этим. Но ни к чему хорошему это не приведет.«Серая» гарантия означает, что участник уклонился от заключения договора и заказчик вправе в том числе:

Согласно пункту 3 статьи 741 НК РФ банк может выступать поручителем, если:

  • Имеет лицензию Банка России на осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;
  • На все отчетные даты за последние шесть месяцев соответствует нормативам, предусмотренным Федеральным законом от 07.10.2002 № 86-ФЗ;
  • Не принимает мер по финансовому оздоровлению, как того требует Банк России;
  • Владеет собственными средствами (капиталом) в размере не менее одного миллиарда рублей.
  1. Отзыв лицензии банка, выдавшего гарантию, не означает ее автоматического аннулирования. Однако после отзыва лицензии залог, ранее выданный банком, становится бесполезным инструментом, который вряд ли будет использован.
  2. Актуальный перечень банков, которые могут выдавать банковские гарантии, размещен на сайте Министерства финансов Российской Федерации.
  • Обязательно заключите соглашение о неразглашении, так как вы будете передавать им конфиденциальную информацию о компании и персональные данные даже при отсутствии агентского договора;
  • Убедиться, что у брокеров есть удостоверяющий центр и лицензия ФСБ (подписание всех документов электронной подписью, шифрование персональных данных пользователей, двойная аутентификация пользователей (логин и пароль), использование протокола SSL для передачи данных). Все вышеперечисленное доступно только через серьезных брокеров!

По общему правилу, после опубликования протокола и объявления вас победителем, все каналы связи сразу обрываются с предложениями предоставить банковские гарантии исполнения контракта, контроль качества и т. д.соглашение о конфиденциальности, на данном этапе проекция было до 50%! По мере того, как компания активно выходила на рынок трейдинга и наращивала свою долю, молва среди финансовых брокеров быстро распространила информацию о нашем серьезном подходе к работе, и поток желающих работать с нами в отлаженном формате сразу ослабел.

Чтобы избежать недобросовестных посредников, выдающих «серые» банковские гарантии, сделайте следующее:

  • Потребовать от брокера агентского договора между ним и банком (все правоотношения между ними должны быть подтверждены);
  • Проверить сайт брокерской компании, наличие на сайте реквизитов, контактов, по которым можно позвонить и изучить необходимую информацию (адрес фактического местонахождения, городской и т. д.);
  • Убедитесь, что в счете, выставленном агентом, есть банковские реквизиты. Если указаны агентские реквизиты или выставлены два отдельных счета (с агентскими и банковскими реквизитами для оплаты комиссионных и агентских вознаграждений), проверьте агентский договор. Дело в том, что в этом случае банк мог не получить ваш запрос, а переведенные средства находятся на спецсчете как «неидентифицированные». В этом случае агентское вознаграждение не возвращается.

На заре существования рынка банковских гарантий у партнеров-партнеров при работе с недобросовестными финансовыми посредниками иногда возникали проблемы с выдачей им поддельных банковских гарантий по доверенности от имени надежного банка с хорошей репутацией на рынке. Так, им пришлось столкнуться с ситуацией, когда финансовый посредник, проверенный на двух торгах, прислал банковскую гарантию, выданную на имя банка с организационно-правовой формой ОАО. Хотя этот банк всегда был ЗАО. Финансовый брокер сослался на то, что в связи с реструктуризацией в банке произошли организационные изменения. Отправив заявление в банк-гарант, выяснилось, что ранее у банка был агентский договор с данным финансовым брокером.

Стоимость и сроки выдачи банковской гарантии

Стандартный срок проведения всех процедур при получении банковской гарантии напрямую составляет 3-5 рабочих дней. Крупные банки, не специализирующиеся на данной услуге, предлагают ее под 2,5-3,5% от суммы гарантии, а часто в качестве залога — 100%-ный депозит или покупка векселей. Если банк-партнер, обслуживающий бизнес компании-поставщика, готов предоставить гарантию, рекомендую провести с ним переговоры о снижении стоимости фиксированной ставки и суммы комиссии по банковским гарантиям в общей сумме вознаграждения банка. Например:

Изначально мы работали с группой банков. Банковские продукты и услуги каждого из них были приемлемыми с точки зрения качества, скорости, безопасности и стоимости. К сожалению, найти на российском рынке универсальный финансовый супермаркет по всем указанным критериям с учетом фактора риск-менеджмента не удалось. То есть количество банков, лишившихся лицензий, и диверсификация денежных потоков по разным проектам требовали системного подхода и учета вариативности предложений каждого банка. Когда мы вышли на коммерческий рынок для крупных сделок, встал вопрос об открытии лимита в банке-партнере. Мы приняли такое решение только после того, как провели внутреннюю проверку предложений по набору вышеуказанных банковских продуктов и оценили их по будущей средневзвешенной стоимости. После ряда переговоров с нашими банками-партнерами мы решили: перевести денежные потоки от тендеров из одного банка в другой, тем самым увеличив оборот в этом банке; открывайте зарплатный проект только в этом банке. Представляем в банк финансовый план развития одного из направлений через механизм торгов и увеличения доли доходов и, соответственно, выставления счетов через торги. Со своей стороны банк предложил не только гибкую тарифную сетку, но лучшие рыночные условия в то время, чтобы упростить процедуру рассмотрения и квалификации, соответственно, оборот тендеров. Со своей стороны банк предложил не только гибкую тарифную сетку, но и лучшие на тот момент рыночные условия для упрощения процедуры рассмотрения и, соответственно, квалификации объемов торгов. Со своей стороны банк предложил не только гибкую тарифную сетку, но и лучшие на тот момент рыночные условия для упрощения процедуры рассмотрения и рейтинга но лучшие рыночные условия в то время, чтобы упростить процедуру рассмотрения и квалификации, соответственно, оборот тендеров. Со своей стороны банк предложил не только гибкую тарифную сетку, но и лучшие на тот момент рыночные условия для упрощения процедуры рассмотрения и рейтинга но лучшие рыночные условия в то время, чтобы упростить процедуру рассмотрения и квалификации, соответственно, оборот тендеров. Со своей стороны банк предложил не только гибкую тарифную сетку, но и лучшие на тот момент рыночные условия для упрощения процедуры рассмотрения и рейтинга.

Финансовые брокеры предлагают сократить срок получения гарантии до 2-3 рабочих дней в стандартном режиме и до рекордных 24 часов в срочном режиме. Тем не менее, это не всегда так. В случае сложных или крупных сделок банки либо напрямую, либо от имени финансового брокера будут индивидуально запрашивать дополнительную документацию и, помимо обычного кредитного рейтинга, будут иметь отдельный кредитный комитет. Банки-партнеры финансовых брокеров предлагают сниженные ставки, которые сложно получить, обратившись напрямую: 0,1%-2,5%, в зависимости от суммы гарантии. При этом агентское вознаграждение финансового брокера уже включено в окончательную стоимость.

Мы вышли на тендер на подряд с крупным транспортным комплексом. Размер обеспечения достигал половины месячного оборота компании. Размер комиссии за банковскую гарантию в нашем банке-партнере был очень значительным. В то же время мы не были полностью уверены, что выиграем тендер. Решили параллельно прибегнуть к финансовым посредникам. Так как мы с ними давно работаем, весь необходимый пакет документов у них уже был. Несмотря на это, сроки утверждения банками-партнерами финансовых посредников затягивались. Пришлось прибегнуть еще к нескольким брокерам, которые разослали запрос во все банки. Они расценили просьбу о выдаче банковской гарантии как просьбу о выдаче кредита, документы требовали соответствующие. Некоторые предлагали открыть депозит в качестве залога. В итоге нам предложили сотрудничество с банком-гарантом, который находился в другом городе. Это не лучший вариант. Но мы им не воспользовались, потому что параллельно вели планомерные переговоры с нашим банком-партнером. Нам удалось договориться с ним о перспективах получения банковской гарантии исполнения контракта в рамках открытого лимита и с меньшей комиссией. Мы пошли в кредитный комитет, через неделю, как раз к дню подачи заявки, получили одобрение и банк выдал нам гарантию потому что параллельно мы планомерно вели переговоры с нашим банком-партнером. Нам удалось договориться с ним о перспективах получения банковской гарантии исполнения контракта в рамках открытого лимита и с меньшей комиссией. Мы пошли в кредитный комитет, через неделю, как раз к дню подачи заявки, получили одобрение и банк выдал нам гарантию потому что параллельно мы планомерно вели переговоры с нашим банком-партнером. Нам удалось договориться с ним о перспективах получения банковской гарантии исполнения контракта в рамках открытого лимита и с меньшей комиссией. Мы пошли в кредитный комитет, через неделю, как раз к дню подачи заявки, получили одобрение и банк выдал нам гарантию.

Гарантия, выданная банком, не включенным в список Минфина, не считается легитимной и не будет принята Клиентом. Кроме того, проблемы могут возникнуть, если банк, предоставляющий гарантию, будет исключен Министерством финансов из листинга в течение гарантийного периода.

Банки

Банки, имеющие право выдавать банковские гарантии по 44-ФЗ, отличаются следующими признаками (согласно ч. 3 ст. 74.1 НК РФ):

  • Наличие банковской лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет;
  • Наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей;
  • Соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
  • Отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации о принятии мер по финансовому оздоровлению банка на основании пункта 4.1 главы IX Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . Действие настоящего подпункта не распространяется на банки, в отношении которых принимаются меры по предупреждению банкротства, осуществляемые с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

Банковская гарантия должна быть предоставлена ​​банком, включенным в перечень банков, отвечающих требованиям, установленным для принятия банковских гарантий для целей налогообложения. Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании информации, поступающей от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.

Гарантия, выданная банком, не включенным в список Минфина, не считается легитимной и не будет принята Клиентом. Кроме того, проблемы могут возникнуть, если банк, предоставляющий гарантию, будет исключен Министерством финансов из листинга в течение гарантийного периода.

Банковские гарантии по 223-ФЗ имеют некоторые отличия от гарантий на госзакупки по 44-ФЗ. Требований к документам меньше, они менее строгие.

Банковские гарантии по 44-ФЗ

Участникам госзакупок по 44-ФЗ необходима банковская гарантия:

Требования к банковским гарантиям по 44-ФЗ самые жесткие. В частности, законом устанавливается размер гарантии. Отметим, что в 223-ФЗ и 185-ФЗ нет таких четких критериев размера гарантии.

Кроме того, все банковские гарантии, выданные в соответствии с 44-ФЗ, должны быть включены в реестр банковских гарантий, который публикуется в ОВОС.

Подробнее о банковских гарантиях по 44-ФЗ можно узнать здесь.

Но потери могут быть связаны с неправильно сформированными отчетами. Нередки случаи, когда утечек на самом деле нет, а в отчете говорится об обратном. Даже незначительные ошибки, которые не заметил специалист, могут повлиять на решение поручителя. Но в отличие от таких останавливающих факторов, как судебный процесс или присутствие компании в RNP, информацию можно привести в порядок.

Могут ли отказать в выдаче банковской гарантии и почему

  1. Подрядчик находится в реестре недобросовестных поставщиков. Попасть туда можно, например, уклонившись от исполнения договора или существенно нарушив его условия. Компания может находиться в RNP до 2 лет. А это фактически лишает его права участвовать в тендерах.
  2. Ложные данные. Чтобы получить банковскую гарантию на более выгодных условиях, компании предоставляют ложные отчеты, искажают информацию о реальном положении дел. Но все данные легко проверяются, а ведь при несоответствии банки отклоняют таких клиентов.
  3. Банкротство и убытки. Если компания находится на грани банкротства или длительное время терпит убытки, у нее также мало шансов, что банк выступит гарантом сделки.
  4. Судебные разбирательства. Речь идет не только об арбитражных делах в отношении компании, но и об учредителе, директоре, а также гражданских делах руководителей и собственников.
  5. Наличие налоговой задолженности. Даже 1 копейка налогового долга будет отражена в налоговой справке и может повлиять на решение банка. Поэтому убедитесь, что компания ничего не должна ФНС.
  6. Финансовые показатели. По условиям банка у вас должны быть определенные финансовые показатели: оборот, прибыль, доход. И если они не будут соответствовать установленным параметрам, банк откажет в выдаче гарантии. Например, по итогам года выручка компании с учетом вышеперечисленных показателей и других параметров должна составить не менее 350 млн руб. А в отчете указано всего 100 миллионов. Отсутствие финансовых показателей также вызовет негатив.

На самом деле причин больше, ведь у каждого поручителя свои требования к компаниям. Но практика показывает, что в большинстве случаев причины отказа в выдаче БГ связаны именно с финансовым положением компании, порядком в ее отчетности. Банк обращает внимание на финансовую отчетность, которая представляется ежегодно. А если будут убытки, то финансовое учреждение с компанией работать не будет.

Но потери могут быть связаны с неправильно сформированными отчетами. Нередки случаи, когда утечек на самом деле нет, а в отчете говорится об обратном. Даже незначительные ошибки, которые не заметил специалист, могут повлиять на решение поручителя. Но в отличие от таких останавливающих факторов, как судебный процесс или присутствие компании в RNP, информацию можно привести в порядок.

А поможет в этом личный бизнес-помощник сервиса «Мой бизнес».

Он будет готовить ежеквартальные отчеты по форме, требуемой банками для выдачи гарантии. Он проведет аудит бухгалтерии и исправит документы, если какие-то показатели не сойдутся при проверке. Это экономит время, вы получаете гарантию на госзакупку и не теряете нужный контракт.

Для участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ поставщик может гарантировать применение и исполнение договора либо путем внесения денежных средств на счет клиента, либо посредством независимой (банковской) гарантии, то есть обязательства банк выплатить заказчику определенную денежную сумму в случае нарушения участником требований, предусмотренных законодательством и закупочной документацией. Это удобно, когда у поставщика нет свободных средств для перевода на счет клиента для подтверждения его намерения заключить договор и выполнить все его условия. https://zaimy-nn. ru/reviews/svetlana-petrova/ Независимая гарантия принимается в качестве гарантии заявки только при участии в закрытых торгах и аукционах..

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пролистать наверх