В итоге получается, что размер вознаграждения банка составит 240 000 руб.
Стоимость банковской гарантии
Разумеется, цена поручительства будет напрямую зависеть от целевого назначения, суммы поручительства, заложенного имущества и других факторов. В среднем себестоимость составляет 2-10%, чаще — 5-6%. Если вам необходимо оформить банковскую гарантию на выполнение государственного контракта, вы можете рассчитать ее стоимость по следующей формуле:
В итоге получается, что размер вознаграждения банка составит 240 000 руб.
Вы можете подать заявку здесь и сейчас. Также специалисты окажут следующие услуги в Москве :
Важно! Если вы хотите получить финансовую поддержку и стать обладателем банковской гарантии на победу в тендере, знайте, что гарантия понадобится 2 раза:
- Когда вы будете подавать документы для участия в строительном тендере? Такой подход активно практикуется, так как предоставленные гарантии помогут организаторам сразу отсеять неблагонадежных участников.
- Когда ты выиграешь соревнование. По правилам победитель не сможет подписать госконтракт без предоставления документов.
Благодаря подходу, который использует СРО «Единый Центр», вам не придется самостоятельно решать бумажные проблемы. Просто свяжитесь с нами и расскажите, как обстоят дела в вашей компании. После этого работа проводится в несколько этапов:
Благодаря подходу, который использует СРО «Единый Центр», вам не придется самостоятельно решать бумажные проблемы. Просто свяжитесь с нами и расскажите, как обстоят дела в вашей компании. После этого работа проводится в несколько этапов:
- Принимается решение о выдаче гарантии. Наши сотрудники проинформируют вас об этом.
- Разрабатываем и согласовываем с вами условия получения банковской гарантии.
- Готовятся документы для оформления залоговых обязательств.
- Получить документальное подтверждение выданной гарантии.
Обратите внимание: «Единый СРО Центр» работает официально и в строгом соответствии с законодательством. Гарантийные обязательства оформляются документально: вы всегда можете подтвердить выполненную процедуру в контролирующих органах.
Для ее устранения принятым законом банковская операция по выдаче банковских гарантий исключена из перечня банковских операций, но включена в число операций, которые вправе осуществлять кредитная организация ВЭБ. РФ».
Госдума исключила выдачу банковских гарантий из перечня лицензируемых операций
Государственная Дума приняла в третьем чтении закон, предусматривающий исключение операции по выдаче банковских гарантий из перечня банковских операций, осуществление которых осуществляется исключительно на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Закон был инициирован правительством.
Введен в гражданский оборот институт независимой гарантии, которая может быть выдана банками и иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также иными коммерческими организациями. Банковская гарантия является разновидностью независимой гарантии. При этом требования о лицензировании деятельности для выдачи независимой гарантии отсутствуют. Следовательно, возникает правовая коллизия, отмечается в пояснительной записке к документу.
Для ее устранения принятым законом банковская операция по выдаче банковских гарантий исключена из перечня банковских операций, но включена в число операций, которые вправе осуществлять кредитная организация ВЭБ. РФ».
Поправками ко второму чтению документа ВЭБ. РФ вправе осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа государственной корпорации и юридических лиц, являющихся хозяйствующими субъектами и подконтрольными лицами организаций ВЭБ. РФ. Исключение составят финансово-кредитные организации «ВЭБ. РФ» и подконтрольные им соответствующие юридические лица.
При этом Госдума приняла в третьем чтении сопутствующий закон, который приводит перечень операций, осуществляемых банками и ВЭБ. РФ и не облагаемых НДС согласно действующему законодательству: из него исключаются операции по исполнению банковских гарантий, выдаче гарантий для третьих лиц, оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», получение сумм от заемщиков в качестве возмещения страховых взносов, уплаченных банком по договорам страхования.
Гарантия остается в силе даже после отзыва лицензии банка
У банка отозвали лицензию. Как это повлияет на исполнение банковской гарантии
- Если принципал предоставляет новый залог после отзыва лицензии банка
- Когда государственный заказчик вправе требовать замены банковской гарантии
- Есть ли у вас основное право перестать платить комиссию
Путь, выбранный Банком России для «зачистки» банковского сектора, предсказуемо вызывает множество юридических вопросов, связанных с выполнением обязательств теми банками, у которых отозвана лицензия. Одним из таких вопросов, оказывающим непосредственное влияние на широкий круг сделок, является действие ранее выданных банковских гарантий и перспектива их исполнения. Ведь банковские гарантии до сих пор являются одним из самых распространенных, а иногда и единственно возможным способом обеспечения обязательств контрагентов. Как показывает практика, получить исполнение по банковской гарантии возможно даже после отзыва лицензии банком. Однако для этого важно изначально установить в договоре определенные условия.
Гарантия остается в силе даже после отзыва лицензии банка
Ранее ГК РФ прямо предусматривала возможность выдачи поручительства только в форме банковской гарантии кредитной или страховой организации. Следовательно, правила § 6 гл. 23 ГК РФ было распространено на правоотношения, в которых поручителем выступали исключительно обладатели соответствующих лицензий.
С 1 июня 2015 года в соответствии с обязательствами по допуску иностранных гарантий в рамках ВТО и с учетом единых правил Международной торговой палаты в ГК РФ значительно расширен перечень поручителей. Федерация. Сегодня все коммерческие организации могут предоставить обеспечение в виде независимого поручительства, даже если у них нет специальной лицензии. В связи с этим банковская гарантия стала своего рода самостоятельной.
При этом банковская гарантия сохраняла в российском праве особый статус. В частности, в отдельных сферах, таких как договорно-контрактная система для государственных нужд, круг субъектов, которые могут выдавать гарантии, ограничен. В качестве обеспечения исполнения обязательств поставщика принимаются только банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям к принятию гарантий для целей налогообложения (ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ, услуги по удовлетворению гос и муниципальных нужд»; далее — Закон № 44-ФЗ).
Наконец, выдача банковской гарантии остается специальной банковской операцией, то есть видом деятельности, который может осуществляться только банком или иной кредитной организацией на основании лицензии. С учетом изложенного отзыв банковской лицензии можно рассматривать как один из основных негативных факторов, влияющих на статус банковской гарантии.
При этом отзыв лицензии не должен приводить к прекращению ее действия. В подтверждение этого можно привести следующие аргументы.
Во-первых, гарантия представляет собой одностороннее письменное обязательство гаранта. Соответственно, для придания ему юридической силы достаточно волеизъявления самого поручителя (информационное письмо ВАС РФ от 15 января 1998 г. № 27; решение Девятого апелляционного суда г. Арбитражного суда от 30 мая 2012 г в деле № А40-124796/10-70-597).
Поскольку на момент заключения договора поручительства гарант имел действующую лицензию, выданная банковская гарантия была действительна. Если последующий отзыв лицензии исключит действие поручительства, поручитель будет освобожден от исполнения взятых на себя обязательств, что негативно скажется на стабильности оборота.
На втором месте искусство. 378 ГК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований прекращения действия банковских гарантий, в который вошли:
- Выплата бенефициару суммы, на которую была выдана гарантия;
- Истечение гарантийного срока;
- Отказ бенефициара от прав, обеспечиваемых гарантией, и их возврат гаранту;
- Отказ бенефициара от прав, вытекающих из гарантии, посредством письменного заявления.
В действующей редакции ГК РФ в части самостоятельного поручительства этот перечень скорректирован, но существенных изменений не претерпел. Соответственно, исходя из буквального толкования данного положения, отзыв банковской лицензии не относится к основанию прекращения действия банковской гарантии.
Этот аргумент чаще всего используется в судебных спорах, в том числе и недавно рассмотренных.
Так, в одном из дел суд указал, что банковская гарантия продолжает функционировать так же, как и договоры залога, заключенные для обеспечения обязательств бенефициара по договору банковской гарантии. Основаниями для аннулирования банковской гарантии не является отзыв банковской лицензии. Возврат банковской гарантии также не распространяется на указанные обстоятельства (постановление Федеральной антимонопольной службы по Московскому округу от 03.10.2012 по делу № А40-9990/12-138-89).
В другом деле суд также признал необоснованными доводы истца о ничтожности банковских гарантий в связи с отзывом у банка лицензии и обязанности ответчика по восполнению гарантии. Суд отметил, что гарантии остаются в силе до истечения гарантийного срока (решение Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу № А40-26483/14).
Аналогичные выводы содержатся и в других судебных актах (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу № А40-54279/14-73-44Б).
Кроме того, для подтверждения действительности банковской гарантии на условиях отозванной лицензии ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее Закон № 395-1), в соответствии с которым в период после отзыва лицензии и до ликвидации кредитная организация имеет право на получение дохода от ранее проведенных операций (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу № А40-26483/14).
Несмотря на указанную тенденцию признания действительности банковской гарантии после отзыва лицензии, что наиболее соответствует законодательству, необходимо учитывать и обратную практику. Случаи отказа в признании действительности поручительства в основном связаны с расширенным толкованием п. 1 ст. 417 ГК РФ, согласно которой, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным, это обязательство считается прекращенным (полностью или в части, соответствующей) часть). Вывод о принадлежности Банка России к категории государственных органов, уполномоченных на принятие таких актов, можно сделать на основе системного толкования законодательства.
Принимая во внимание это мнение, суды приходят к выводу, что после выдачи предписания Банка России об отзыве лицензии обязательства по банковской гарантии прекращаются (постановления ФАС Московского округа от 30 июля 2003 г. А40-41246/29-02-428, Девятый арбитражный апелляционный суд 02.07.2012 по делу № А40-17015/12-56-155).
Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в первом из указанных судебных дел гарант отрицал факт выдачи банковской гарантии и наличие патронажных отношений с бенефициаром. Следовательно, отзыв банковской лицензии был не единственной причиной аннулирования гарантии.
Представляется, что выводы указанных судебных решений не соответствовали закону и разъяснениям, ранее принятым вышестоящими судами. Ведь, как верно подчеркнуто в информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104, отзыв лицензии у должника не является основанием для прекращения исковых обязательств, поскольку отзыв обоснован неправомерными действиями самого должника, за которые он несет ответственность.
Аналогичная логика прослеживается в постановлении ВАС РФ от 11 мая 2007 г. № 5114/07, из которого следует, что отзыв лицензии страховой организации не влияет на деятельность страховой организации договор финансирования обязательного медицинского страхования. Как установлено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, на момент заключения договора соответствующая страховая организация являлась полноправным участником правоотношений с соответствующими правами и обязанностями.
Принимая во внимание вышеизложенные доводы и при условии предоставления подтверждающих документов, высока вероятность подтверждения сохранения действия банковской гарантии после отзыва лицензии у гаранта.
Условие замены банковской гарантии должно быть изначально включено в госконтракт
Банковская гарантия является одним из основных инструментов обеспечения обязательств поставщиков по государственным контрактам. В этом смысле возникает проблема правомерности требования о предоставлении поставщиком дополнительных гарантий и одностороннее урегулирование договора в связи с утратой гарантий.
В первую очередь следует обратить внимание на разъяснение Минэкономразвития России, содержащееся в письме от 26 января 2015 г. № Д28и-128. Уполномоченный орган по регулированию контрактной системы указал, что ст. 95 Закона № 44-ФЗ содержит закрытый перечень оснований для расторжения и изменения договора в одностороннем порядке, к которому не относится отзыв лицензии у поручителя. Поэтому одностороннее расторжение договора на этом основании невозможно.
Единой судебной практики относительно правомерности требования о предоставлении новой банковской гарантии взамен старой, выданной банком с отозванной лицензией, не существует.
По общему правилу такое требование подлежит отклонению, если оно не предусмотрено государственным контрактом. В частности, Федеральная антимонопольная служба по Московскому округу подтвердила, что определяющим фактором является выполнение поставщиком своих обязательств по предоставлению обеспечения на момент заключения договора. Последующий отзыв лицензии гаранта по причинам, не зависящим от поставщика, не влечет за собой обязательства по предоставлению новой гарантии. Кроме того, суд подчеркнул, что даже при отсутствии банковской гарантии клиент не лишен возможности защитить свои права иным законным способом (решение от 25.12.2012 по делу № А40-13301/12- 117-124).
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по другим делам (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2012 № 09АП-35983/2012-ГК, от 08.10.2014 по делу № А40-57810/14, ФАС Московского округа от 21.12.2012 по делу № А40-13298/12-96-130).
Если в государственном контракте установлено условие о замене банковской гарантией, соответствующее требование гаранта иногда признается правомерным. При этом указывается, что законодательство о контрактной системе не содержит ограничений на включение такого договорного условия. Так, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2015 по делу № А40-57808/14 поставщик был обязан предоставить заказчику новую гарантию по госконтракту в виде банковского обеспечения.
Оставляя в стороне очевидную проблематичность исполнения такого судебного решения, отметим, что оно противоречит сложившейся концепции действия банковской гарантии после отзыва лицензии. Ведь если старая гарантия еще действует, то предоставление новой гарантии формально будет дополнительной гарантией. В то же время законодательство о размещении государственных гарантий не допускает предоставления двух и более способов обеспечения на одну и ту же сумму обязательств (решение Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2014 по делу № А40-26483 /14).
В итоге заказчик по госконтракту заинтересован в том, чтобы в текст контракта (и правила торгов) изначально входило условие о праве требовать замены банковской гарантии. Однако для обоснования правомерности такого требования в суде потребуется приложить немалые усилия.
Отсутствие сведений о банковской гарантии в документах несостоятельного банка не влечет автоматически ее недействительность
Одним из частых последствий отзыва банковской лицензии является банкротство соответствующего банка. В то же время ст. 20 Закона № 395-1 устанавливает запрет исполнения банком обязательств после отзыва лицензии, в том числе обязанности по уплате обязательных платежей.
Бенефициар банковской гарантии должен осознавать, что данный вид гарантии не дает никаких преимуществ в процедуре банкротства. Бенефициар, а также другие кредиторы должны зарегистрировать свое залоговое требование в реестре на основании судебного решения. Кроме того, бенефициар может получить удовлетворение кредита только вместе с другими кредиторами третьей очереди.
Следовательно, несмотря на то, что банковская гарантия сохраняет свою правосубъектность и сохраняет силу, ее экономическая ценность значительно снижается, достигая в ряде случаев нуля.
На этом проблемы бенефициаров таких «призрачных» банковских гарантий не заканчиваются. С завидным постоянством временное руководство банка, у которого отозвана лицензия, сталкивается с неполной банковской отчетностью и документацией или существенными недостатками банка. Подобные недостатки приводят к тому, что комплекс обязательств банка по тем или иным причинам остается вне поля зрения временной администрации и конкурсного управляющего.
Так, в ряде судебных дел рассматривался вопрос о правовых последствиях отсутствия в локальных актах банка сведений о выданной банковской гарантии. В одном из дел Высший Арбитражный Суд Российской Федерации поддержал законность вывода нижестоящего суда о том, что отсутствие в бухгалтерском учете данных о выданных банковских гарантиях не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При этом подчеркнуто, что бенефициар не имеет возможности проверить надлежащее исполнение банком обязательств по отражению гарантии в бухгалтерской отчетности и резервных фондах (определение от 20.06.2012 № ВАС-4514/12).
В данном случае суды также исходили из концепции возникновения реальных договорных отношений между субъектами права, каждый из которых ранее не ставил под сомнение их существование. Ведь услуги по предоставлению поручительства оплатил доверитель, и поручитель не оспаривал получение от него такой оплаты. Наконец, если временная администрация банка считает, что поручительство сфальсифицировано, она могла бы предъявить соответствующее требование, но этого не сделала.
Однако при аналогичных обстоятельствах суд признал недействительной банковскую гарантию, предоставленную поставщиком, так как она не была отражена в балансе банка, а документация, которая была передана во временную администрацию, не содержала договора о ее предоставлении (постановление ФСБ Антимонопольного законодательства Московского округа от 28.02.2012 по делу № А40-19637/11-47-171).
Данное противоречие не является уникальным применительно к обязательствам банков, у которых отозваны лицензии, и позволяет сделать вывод о необходимости сохранения у контрагентов оригиналов всех документов, подтверждающих правоотношения с клиентами. Только их наличие обеспечит доказательную силу утверждений.
Отзыв банковской лицензии не снимает обязанности принципала по уплате комиссии
Наконец, после отзыва лицензии у доверителя могут возникнуть правомерные мысли о приостановке выплаты комиссии по гарантии или в лучшем случае о возврате ранее уплаченной комиссии.
Однако разумно предположить, что, поскольку отзыв банковской лицензии не влияет на действие банковской гарантии, он не прекращает обязанность принципала по уплате комиссии. Кроме того, как было сказано выше, даже после отзыва лицензии банк имеет право на получение дохода от ранее проведенных банковских операций, что и будет являться соответствующим вознаграждением.
Так, в одном из дел Федеральная антимонопольная служба по Московскому округу признала, что при условии доказанности факта выдачи гарантии временная администрация банка вправе требовать уплаты комиссии после ее отозвал лицензию. (Постановление от 28 января 2000 г в деле № КГ-А40/4744-99). Аналогичным образом, в более позднем деле было подтверждено, что уклонение принципала от уплаты годового гарантийного сбора после отзыва лицензии гаранта представляет собой недопустимый односторонний отказ от исполнения обязательств (постановление Девятого апелляционного суда г. Арбитраж от 30.05.2012 по делу № А40-124796/10-70-597).
Соответственно, российские суды также отклоняют требование принципала о возврате комиссии, ранее уплаченной по гарантии, и она не включена в реестр требований кредиторов (решение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу № А50 -2340/2014, решения Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу № А40-54279/14-73-44Б).
В то же время существует и обратная практика, согласно которой с даты отзыва лицензии выплата вознаграждения за предоставление банковской лицензии не производится. При этом суды исходят из того, что после отзыва лицензии обязательства поручителя фактически не могут быть исполнены, а значит, и обязанности по выплате вознаграждения отсутствуют (решения ФАС Московского округа от 30 июля 2003 г по делу № А40-41246/02-29-428, Девятый арбитражный апелляционный суд от 17 января 2013 г по делу № А40-69379/12-86-193Б).
Безусловно, возможности истребования вознаграждения в процедуре банкротства зависят от конкретных условий договора поручительства, в частности от характера вознаграждения: разовое, периодическое или смешанное.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблемы с исполнением обязательств банками, у которых отозваны лицензии, требуют оперативного и единообразного решения. Однако один из законопроектов по этому вопросу был снят с рассмотрения (№ 522847-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (о банковских гарантиях)»), оставив неопределенность в отношении необходимости замены гарантии поставщиком путем выполнения государственного заказа.
Таким образом, пока статус банковской гарантии после отзыва лицензии определяется в первую очередь тем, насколько тщательными были условия конкретных договоров и насколько каждая из заинтересованных сторон способна обосновать свою позицию в суде, что не имеет значения способствуют стабильности гражданского оборота.
Полный перечень оснований для отзыва банковской гарантии указан в ГК РФ, в статье № 378. Банковская гарантия погашается в следующих случаях:
Порядок оказания услуг
Четыре простых шага помогут вам получить финансовое обеспечение сделки в кратчайшие сроки.
Публичное акционерное общество «Московский коммерческий банк» (ПАО «МОСКОМБАНК») — динамично развивающаяся универсальная финансово-кредитная организация, готовая предоставить Вам полный пакет банковских услуг.
Банк был создан в 1994 году и с тех пор добился значительного увеличения оборота и проводит все виды банковских операций во всех иностранных валютах.
- Точка безубыточности компании за последний год
- Хорошее финансовое положение или опыт работы в сфере государственных закупок
- Отсутствие недобросовестных поставщиков в реестре
- Нет задолженностей по налогам
- Срок жизни бизнеса не менее 6 месяцев
- Осуществление деятельности на территории Российской Федерации
Classic выпускается с банковской гарантией на сумму более 20 миллионов рублей. Но такое предложение встречается крайне редко, так как финансовые учреждения давно перешли на ускоренную процедуру проверки.
Пакет документов
При выдаче банковской гарантии банк вправе запросить определенные документы для подтверждения кредитоспособности клиента.
Стандартный пакет документов включает:
- Профиль заявителя;
- Анкета компании, от которой действует физическое лицо;
- Уставы;
- Учредительные документы;
- Выписка из ЕГРЮЛ;
- Бухгалтерские документы и свидетельства о полномочиях директоров.
PS: Часто в сети можно встретить предложения получить банковские гарантии по Госзаказу со стоимостью от 1% и меньше и срочным сроком от одного дня, с подачей пары документов по электронной почте.
Оформить гарантию банка по Госконтракту срочно:
1. Звоните. Запрос Свяжитесь с нами по телефону или отправьте заявку с сайта. Работаем со всеми регионами; встреча в Москве не требуется.
Вы сообщаете нам цель получения банковской гарантии и сумму гарантии. Мы высылаем вам список документов, необходимых для достижения вашей цели.
Отправьте комплект необходимых документов в электронном формате (сканированные документы), заверенный электронной цифровой подписью (ЭЦП):
- ;
- Тендерная документация (протокол аукциона, проект договора и т. д.);
- Комплект юридических документов;
- Бухгалтерские отчеты;
- Сертификаты фискального банка и услуги.
- Подробнее о документах здесь.
- Практически все документы можно отправить по электронной почте в сканированных копиях, заверенных Электронной цифровой подписью (ЭЦП).
Мы проводим аудит документов и предлагаем вам наиболее подходящий банк, в котором мы можем получить для вас банковскую гарантию для обеспечения исполнения договора по 44 ФЗ или обеспечения заявки на участие с учетом ваших пожеланий и возможностей.
Отправляем ваши документы в банк после приведения их к требованиям конкретного банка
Банк готовит проект текста гарантии, который вы согласовываете с клиентом. Банк высылает вам счет на оплату.
После выплаты вознаграждения Банку и одобрения выпуска кредитным комитетом Банка банковская гарантия регистрируется в реестре сайта Contrataciones del Estado.
Комиссия оплачивается напрямую банку на счет ОПЕРА ЦБ РФ. Размер вознаграждения, которое вы платите банку, составляет от 2,5% (в зависимости от суммы и сроков). Подробнее о комиссиях читайте здесь.
Оригинал гарантии вы можете забрать в банке или мы отправим его вам через курьерскую службу. Срок доставки от 3 дней. Гарантии размещаются на забалансовом счете банка.
Но такая кампания поставила банки в неравные условия. Крупные федеральные банки имели преимущества перед небольшими региональными компаниями, при этом требования к ним были идентичными.
Раньше лицензия была одной
До 2018 года все банковские организации получали идентичные лицензии, регулятор предъявлял к ним одинаковые требования как в процессе регистрации, так и в последующей деятельности.
Но такая кампания поставила банки в неравные условия. Крупные федеральные банки имели преимущества перед небольшими региональными компаниями, при этом требования к ним были идентичными.
По итогам 2018 года Банк России принял решение разделить стандартную банковскую лицензию на два вида:
В результате все банки в стране разделились на универсальные и базовые. Это разделение было завершено в полном объеме в начале 2019 года. И многие клиенты банков даже не задумываются о том, к какой категории относится та или иная организация – новшества особо не освещались в СМИ.
Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Центрального банка Российской Федерации открывать филиалы на территории иностранного государства.
Лицензирование банковской деятельности
Банковская деятельность относится к разрешенной деятельности. По этой причине кредитная организация вправе осуществлять банковские операции только с момента получения ею лицензии, выданной Банком России.
Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по выдаче, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и отзыву лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также предоставлять информацию в порядке, установленном Лицензией [1] .
Банковская лицензия – это специальное разрешение Банка России на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий лицензии, выдаваемое кредитной организации без ограничения срока действия.
Осуществление банковских операций организацией без лицензии влечет за собой применение финансовых санкций. А именно взыскание всей суммы, полученной в результате банковских операций, в федеральный бюджет и наложение санкции в виде штрафа в двукратном размере. Взыскание осуществляется в судебном порядке по требованию уполномоченных государственных органов или Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, ЦБ РФ вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации организации, проводившей банковские операции без лицензии.
До принятия Центральным банком Российской Федерации решения о выдаче лицензии учредители кредитной организации должны представить подтверждение о законной и своевременной оплате 100% уставного капитала.
Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, осуществляющего банковские операции без лицензии.
Основанием для выдачи лицензии на осуществление банковских операций вновь создаваемым кредитным организациям является подтверждение своевременной и законной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации. Проверка законности оплаты уставного капитала кредитной организации осуществляется территориальным управлением Центрального банка Российской Федерации.
При получении положительного заключения территориального учреждения о правомерности оплаты 100% уставного капитала кредитной организации Центральный банк Российской Федерации в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций. Центральный банк Российской Федерации направляет копию этой лицензии в кредитную организацию и в территориальное отделение Центрального банка Российской Федерации по месту нахождения кредитной организации. Все лицензии, выданные Центральным банком Российской Федерации, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Регистрация подлежит публикации в «Вестнике Банка России» не реже одного раза в год.
Виды банковских лицензий можно классифицировать по типу кредитной организации и по стадии деятельности кредитной организации.
- 1. Вновь созданный банк может получить лицензии следующих видов:
- А) лицензию на осуществление банковских операций с рублевыми средствами (без права привлечения денежных средств физических лиц во вклады), которая содержит разрешение на проведение следующих видов банковских операций:
- – открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- — осуществлять расчеты от имени юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- — привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- — размещение привлеченных средств во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
- — инкассация денежных средств, векселей, платежно-расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- — осуществление переводов денег от имени физических лиц без открытия банковских счетов (кроме денежных переводов);
- — выдача банковских гарантий.
- — привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- — размещение привлеченных средств во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
- – открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- — осуществлять расчеты от имени юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- — инкассация денежных средств, векселей, платежно-расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- — покупка и продажа иностранной валюты в наличной и иной форме;
- — выдача банковских гарантий;
- — осуществление переводов денег от имени физических лиц без открытия банковских счетов (кроме денежных переводов).
- В) лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая содержит следующие виды банковских операций:
- — поиск и размещение драгоценных металлов;
- — осуществлять иные операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- — инкассация денежных средств физических лиц во вклады (по предъявлении и на определенный срок);
- — размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) средств физических лиц от своего имени и за свой счет;
- – открытие и ведение частных банковских счетов;
- — осуществление расчетов от имени физических лиц по их банковским счетам.
- — инкассация денежных средств физических лиц во вклады (по предъявлении и на определенный срок);
- — размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) средств физических лиц от своего имени и за свой счет;
- – открытие и ведение частных банковских счетов;
- — осуществление расчетов от имени физических лиц по их банковским счетам.
Право на получение во вклады денежных средств физических лиц, содержащееся в двух последних лицензиях, может быть предоставлено вновь регистрируемому банку, если:
- — размер уставного капитала не менее 3,6 млрд рублей.;
- — банк соблюдает установленную нормативными актами Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.
- 2. Вновь создаваемой небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы следующие лицензии:
- А) лицензию на осуществление банковских операций с рублевыми средствами по ликвидации небанковских кредитных организаций, в том числе на следующие виды банковских операций (или их части):
- – открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- — осуществлять расчеты от имени юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- — инкассация денежных средств, векселей, платежно-расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
- — осуществление переводов денег от имени физических лиц без открытия банковских счетов (кроме денежных переводов);
- – открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
- — осуществлять расчеты от имени юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- — инкассация денежных средств, векселей, платежно-расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
- — покупка и продажа иностранной валюты в неденежной форме;
- — осуществление переводов денег от имени физических лиц без открытия банковских счетов (кроме денежных переводов);
- — сбор денежных средств от юридических лиц во вклады (на определенный срок);
- — размещение средств, привлеченных во вклады юридических лиц, от своего имени и за свой счет;
- — выдача банковских гарантий;
- — сбор денежных средств от юридических лиц во вклады (на определенный срок);
- — размещение средств, привлеченных во вклады юридических лиц, от своего имени и за свой счет;
- — покупка и продажа иностранной валюты в неденежной форме. Небанковская кредитная организация вправе осуществлять данную операцию исключительно самостоятельно и за свой счет;
- — выдача банковских гарантий.
В процессе своей деятельности кредитная организация вправе обращаться в Центральный банк Российской Федерации за выдачей лицензии на осуществление банковских операций в целях расширения сферы своей деятельности. Это возможно только при соблюдении кредитной организацией ряда условий в течение последних шести месяцев.
- — соблюдение установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России требований к предоставлению сведений об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющих однозначно идентифицировать лиц, имеющих возможность прямо или косвенно (через третьи сторон), определять решения органов управления кредитной организации;
- — отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;
- — наличие организационной структуры (включая службу внутреннего контроля), соответствующей масштабу операций, осуществляемых кредитной организацией, и принимаемым рискам;
- — соответствие квалификационным требованиям, установленным для членов совета директоров и директоров кредитной организации;
- — соблюдение технических требований, установленных Банком России к банковским операциям;
- — выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь перед ним просроченных денежных обязательств.
В целях расширения своей деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций с частными средствами и генеральной лицензии кредитная организация также должна выполнять требования, установленные законодательством о страховании вкладов.
Банк, со дня государственной регистрации которого прошло менее двух лет, на расширение своей деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций со средствами физических лиц в рублях и со средствами физических лиц в рублях и иностранной валюте, помимо вышеуказанного требований, необходимо иметь собственные денежные средства (капитал) в размере, установленном ст. 36 Закона о банках (не менее 3,6 млрд рублей), а также раскрытие неограниченному кругу лиц сведений о лицах, имеющих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка. Рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) кредитной организации устанавливается нормативным актом Банка России.
Типы лицензий на деятельность по расширению различаются в зависимости от типа кредитной организации.
Банк, имеющий лицензию на осуществление банковских операций, в целях расширения своей деятельности может выдавать:
- — лицензия на осуществление банковских операций со денежными средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения денежных средств физических лиц во вклады);
- — лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
- — лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
- — лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
- — генеральная лицензия.
Прежде чем принять решение о выдаче генеральной лицензии, банк проводит комплексную проверку. При этом ее необходимо заполнить не ранее, чем за три месяца до подачи заявления на получение генеральной лицензии.
Кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Центрального банка Российской Федерации открывать филиалы на территории иностранного государства.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания для отзыва лицензии. При этом законом установлены случаи, в которых Центральный банк Российской Федерации обязан отозвать лицензию, и случаи, когда Центральный банк Российской Федерации вправе сделать это по своему усмотрению.
Центральный банк Российской Федерации обязан отозвать лицензию в следующих случаях:
- — достаточность капитала кредитной организации упала ниже 2%;
- — размер уставного капитала кредитной организации стал ниже минимального размера уставного капитала, установленного на дату регистрации кредитной организации;
- — несоблюдение требований ЦБ РФ о достаточности размера уставного капитала и суммы собственных средств к установленному сроку;
- — невозможности исполнения кредитной организацией обязанности по уплате обязательных платежей и (или) удовлетворению требований кредиторов в течение одного месяца со дня их исполнения и (или) удовлетворения.
Центральный банк Российской Федерации может отозвать лицензию в следующих случаях:
- — установить недостоверность сведений, на основании которых выдана лицензия;
- — отсрочка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год с даты ее выдачи;
- — установить факт существенной недостоверности отчетных данных в части сокрытия доходов;
- — задержка более 15 дней с предоставлением ежемесячной отчетной документации;
- — осуществлять банковские операции, не предусмотренные лицензией (достаточно даже однократного внедрения);
- — несоблюдение федерального законодательства, регулирующего банковскую деятельность, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры ответственности за его нарушения;
- — рецидив в течение одного года, виновное неисполнение решений органов юстиции о взыскании денежных средств со счетов клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на этих счетах;
- — наличие запроса временной администрации.
Помимо вышеперечисленных случаев, основанием для отзыва лицензии может быть решение учредителей кредитной организации о ее ликвидации или реорганизации.
- — наступает срок исполнения обязательств кредитной организации;
- — прекращается начисление процентов, а также пеней (штрафов, пени);
- — исполнение исполнительных документов, выданных на основании решений суда о взыскании активов, действовавших до момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, приостанавливается;
- — заключение кредитной организацией сделок и исполнение обязательств по сделкам с кредитной организацией.
После получения предписания ЦБ РФ об отзыве лицензии все операции кредитной организации (в том числе по счетам клиентов этой кредитной организации) отменяются. Все денежные средства, находящиеся в кассе кредитной организации, должны быть собраны и зачислены на корреспондентский счет кредитной организации.
Далее необходимо рассмотреть вопрос о филиалах и представительствах кредитной организации. Перечислим основные характеристики данных субъектов банковских правоотношений:
- — являются обособленными структурными подразделениями кредитной организации;
- — не являются юридическими лицами;
- — действовать на основании доверенности, выданной им в установленном порядке;
- — руководители этих подразделений назначаются руководителем создавшей их кредитной организации;
- — открываются и закрываются по решению уполномоченного органа управления кредитной организации.
Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, которое находится вне места нахождения кредитной организации и осуществляет от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией, выданной кредитной организации.
Представительство кредитной организации является ее обособленным подразделением, которое также находится вне места нахождения кредитной организации, но имеет право только представлять ее интересы и защищать их. Представительство кредитной организации не вправе осуществлять банковские операции.
Филиал кредитной организации открывается (закрывается) по решению ее уполномоченного органа управления.
Кредитная организация (филиал) при отсутствии у нее запрета на открытие филиалов вправе открывать следующие внутренние структурные подразделения:
- — дополнительные офисы
- — кредитно-кассовые конторы,
- — работать с кассами вне кассового центра,
- — иные внутренние структурные подразделения, предусмотренные нормативными актами Банка России.
Кредитная организация (филиал) определяет местонахождение своих внутренних структурных подразделений самостоятельно с учетом требований, установленных нормативными актами Банка России. Наименование внутреннего структурного подразделения должно содержать указание на его вид и принадлежность к конкретной кредитной организации (филиалу). Внутренние структурные подразделения не могут иметь самостоятельный баланс и открывать счета для осуществления банковских и иных операций, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами Банка России.
Операции, осуществляемые внутренними структурными подразделениями кредитной организации (филиала), должны отражаться в ежедневном бухгалтерском балансе кредитной организации (филиала).
Дополнительный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией, выданной кредитной организации на осуществление банковских операций (положением о филиале). Дополнительный офис за границей не может располагаться на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
Кредитно-кассовая служба вправе осуществлять операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату (погашению), по кассовому обслуживанию юридических и физических лиц. Запрещается осуществлять иные банковские операции в кредитно-кассовых бюро. Кредитно-кассовая контора, открытая филиалом кредитной организации, может осуществлять только из перечисленных операций, предусмотренных положениями о филиале.
Кредитно-кассовая служба может находиться за пределами территории, находящейся в ведении территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
Операционный бокс вне расчетно-кассового центра может находиться за пределами территории, находящейся в ведении территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
Если банк имеет универсальную лицензию и собственный капитал более миллиарда рублей. (а показатель находится на этом уровне уже 4 месяца), организация должна до 1 февраля обратиться в ЦБ для продолжения работы на статус банка с универсальной лицензией. Если сумма собственных средств меньше, необходимо получить базовую лицензию или изменить статус на небанковскую кредитную организацию или МФО. При этом лицензия на осуществление банковских операций будет аннулирована.
Базовая лицензия
Для организаций с базовой лицензией действуют не все стандарты, требования к отчетности снижены. Они имеют право осуществлять международные транзакции только через банковские счета с универсальной лицензией. Такие заведения недоступны:
- Работа с иностранными клиентами;
- Открыть счет в иностранных банках;
- Размещение собранных с клиентов средств во вклады за свой счет и за свой счет;
- Привлечение драгоценных металлов во вклады;
- Выдача банковских гарантий.
Подробная информация о продуктах банка для предпринимателей и актуальные сообщения о том, как работать в текущих условиях, размещены на сайте vtb. ru/malyj-biznes
ВТБ сохраняет условия выдачи банковских гарантий для предпринимателей
ВТБ поддерживает условия по всему спектру гарантий для малого и среднего бизнеса. Комиссия за выдачу гарантий по государственным и коммерческим закупкам на сумму до 50 млн рублей составляет 1 тыс рублей, ставка 2% годовых. Предприниматели получают их по экспресс-технологии без необходимости посещения отделения банка в течение двух часов.
В целях поддержки малого и среднего бизнеса и снижения рисков для предпринимателей в текущей ситуации ВТБ сохраняет все условия по банковским гарантиям. Опыт ВТБ на залоговом рынке и квалификация специалистов банка по документарному бизнесу позволяют клиентам быстро и с минимальными затратами в стандартном режиме получать все залоговые продукты, необходимые для ведения бизнеса и открытия аккредитивов для расчетов по сделкам в России.
Заявление на получение поручительства в обеспечение обязательств по госзакупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ или коммерческих договоров можно подать в интернет-банк ВТБ Бизнес. К нему должны быть приложены учредительные документы, паспорт и финансовая отчетность. Банк принимает решение о выдаче гарантии в течение двух часов. После подписания оферты заказчик получает гарантию в электронном виде.
ВТБ также выпускает цифровые гарантии для обеспечения обязательств клиентов перед налоговыми и таможенными службами, которые соответствуют всем требованиям этих органов. Такие гарантии можно получить дистанционно за несколько часов без визита в банк, подписав документы усиленной квалифицированной подписью.
Подробная информация о продуктах банка для предпринимателей и актуальные сообщения о том, как работать в текущих условиях, размещены на сайте vtb. ru/malyj-biznes
Материал предоставлен Банком ВТБ (ПАО). Генеральная лицензия Банка России № 1000
Заявление на получение поручительства в обеспечение обязательств по госзакупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ или коммерческих договоров можно подать в интернет-банк ВТБ Бизнес. К нему должны быть приложены учредительные документы, паспорт и финансовая отчетность. Банк принимает решение о выдаче гарантии в течение двух часов. После подписания оферты заказчик получает гарантию в электронном виде.
ВТБ сохраняет условия выдачи банковских гарантий для предпринимателей
ВТБ поддерживает условия по всему спектру гарантий для малого и среднего бизнеса. Комиссия за выдачу гарантий по государственным и коммерческим закупкам на сумму до 50 млн рублей составляет 1 тыс рублей, ставка 2% годовых. Предприниматели получают их по экспресс-технологии без необходимости посещения отделения банка в течение двух часов.
В целях поддержки малого и среднего бизнеса и снижения рисков для предпринимателей в текущей ситуации ВТБ сохраняет все условия по банковским гарантиям. Опыт ВТБ на залоговом рынке и квалификация специалистов банка по документарному бизнесу позволяют клиентам быстро и с минимальными затратами в стандартном режиме получать все залоговые продукты, необходимые для ведения бизнеса и открытия аккредитивов для расчетов по сделкам в России.
Заявление на получение поручительства в обеспечение обязательств по госзакупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ или коммерческих договоров можно подать в интернет-банк ВТБ Бизнес. К нему должны быть приложены учредительные документы, паспорт и финансовая отчетность. Банк принимает решение о выдаче гарантии в течение двух часов. После подписания оферты заказчик получает гарантию в электронном виде.
ВТБ также выпускает цифровые гарантии для обеспечения обязательств клиентов перед налоговыми и таможенными службами, которые соответствуют всем требованиям этих органов. Такие гарантии можно получить дистанционно за несколько часов без визита в банк, подписав документы усиленной квалифицированной подписью.
Для организации и ведения бухгалтерского учета учреждения применяют коды вида финансовой гарантии (п. 21 Инструкции № 157н). Поскольку банковская гарантия дается в качестве гарантии исполнения обязательств по конкретному договору, она отражается в бухгалтерском учете учреждения под тем же кодом вида финансовой гарантии (деятельности), что и принятые обязательства по этому договору (счет 0 502 01 000).
Лицензия на выдачу банковской гарантии
Комментарий
Исполнение договора может быть обеспечено предоставлением банковской гарантии (ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Для его учета используется забалансовый счет 10 (п. 351 инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Аналитический учет по счету 10 ведется на мультиграфической карточке (ф. 0504054) в разрезе обязательств, по которым получено обеспечение (виды валюты, контрагенты, идентификаторы обязательств, идентификаторы обеспечения).
Для организации и ведения бухгалтерского учета учреждения применяют коды вида финансовой гарантии (п. 21 Инструкции № 157н). Поскольку банковская гарантия дается в качестве гарантии исполнения обязательств по конкретному договору, она отражается в бухгалтерском учете учреждения под тем же кодом вида финансовой гарантии (деятельности), что и принятые обязательства по этому договору (счет 0 502 01 000).
Не пропустите последние новости — подпишитесьна бесплатную рассылку сайта:
После введения санкций против России цепочки поставок импортных товаров были прерваны. Компании пришлось искать других поставщиков, повторно проходить проверки для оценки безопасности продукции.
Статья за 30 секунд
1. К 2022 году предприниматели будут освобождены от необходимости переоформления бессрочных и срочных лицензий на большинство видов деятельности.
2. Мы намерены максимально упростить процесс взаимодействия компаний и органов власти при выдаче разрешений. Большинство государственных услуг будет оказываться дистанционно.
3. В этом году не нужно будет повторно получать разрешения и лицензии при смене юридического адреса или реорганизации компании.
4. Для организации поставок импортной продукции в Россию впервые будет введен упрощенный порядок декларирования. В то же время документы, выданные иностранными удостоверяющими центрами, могут быть использованы в качестве основы для заявлений о безопасности.
На данный момент все выданные гарантии заносятся в специальную базу данных (ФБЗБГ), реестр, который находится в открытом доступе. В итоге получается, что сумма вознаграждения для банка составит 240 000 руб..
- А) лицензию на осуществление банковских операций с рублевыми средствами по ликвидации небанковских кредитных организаций, в том числе на следующие виды банковских операций (или их части):
- А) лицензию на осуществление банковских операций с рублевыми средствами (без права привлечения денежных средств физических лиц во вклады), которая содержит разрешение на проведение следующих видов банковских операций: